0
1072
Газета Политика Интернет-версия

05.09.2006 00:00:00

Джихад д’Артаньяна

Тэги: франция, турция, ес, литература, образованиеъ


Начало учебного года застало Европейскую комиссию врасплох: благодаря трудам турецких издателей герои около ста произведений мировой классической литературы были обращены в ислам. Так, в турецкой версии романа Александра Дюма «Три мушкетера» Арамис мечтает стать имамом, а д’Артаньян часто упоминает Аллаха. Книги были выпущены с грифом Министерства образования и рекомендованы для школьников. У авторов нет возможности вмешаться – все классики давно почили.

Запуск «улучшенной» литературной серии произошел в момент улучшения отношений Турции с Брюсселем. Так как комиссар по вопросам расширения ЕС Олли Рен отмечал с удовлетворением, что положение в области свободы слова в Турции улучшилось и что на процессах против писателей, интеллектуалов и журналистов выносится все больше оправдательных вердиктов.

Исламизация образовательной программы турецких школьников ставит ЕС перед новой проблемой. До сближения с Турцией, 99,8% населения которой составляют мусульмане, в ЕС не было ни одной мусульманской страны, поэтому существенных противоречий в образовательных системах не наблюдалось.

Евросоюз явно не готов к ответу на вопрос о том, как должны координироваться школьные программы. «Мы требуем прозрачности от образовательных систем, но образование находится целиком в ведомстве каждой из стран – членов ЕС», – сказал «НГ» пресс-секретарь Еврокомиссии Фредерик Вэнсан. В Европе нет механизма мониторинга детских и школьных образовательных программ, нет и единых норм в отношении преподавания религий.

Что может измениться в сфере образования с вхождением в ЕС Турции, четверть населения которой составляют дети до 14 лет? Этот вопрос остается открытым.

Французский сенатор Жерс Эмери де Монтескью, потомок маршала д’Артаньяна, так прокомментировал для «НГ» турецкую версию романа Дюма: «Подобное поведение недостойно турецкой культуры, гротескно и не приемлемо, так как д’Артаньян – это часть французской истории». Сенатор выразил сожаление по поводу того, что у турецких детей будет искаженное представление об истории и литературе других народов. «Турция высказала желание вступить в ЕС, следовательно, она должна соблюдать права человека. Дети имеют право доступа к неискаженной информации. Подобные нарушения подтверждают обоснованность намерения Франции провести референдум по вопросу вступления Турции в ЕС», – заявил де Монтескью.

Аналитик Центра европейской политики Сара Сильвестри сказала «НГ», что «переработка книг для школьников – это тенденция в современной турецкой литературе, для которой характерны романы с педагогически-религиозным посланием». В политической элите страны есть как светские люди, так и консерваторы, националисты и радикалы. Возможно, говорит Сильвестри, что силы, выступающие против присоединения Турции к ЕС, намеренно взяли жесткий курс, чтобы поставить в неловкое положение тех, кто выступает в поддержку переговоров».

Брюссель

Беспорядки в ЕС на религиозной почве

30 сентября 2005 г. датская газета «Юлландс-постен» опубликовала 12 карикатур на пророка Мухаммеда. Мусульманские организации Дании устроили общественные протесты, благодаря которым о карикатурах стало известно в остальных частях Европы и за ее пределами. В начале 2006 г. карикатуры перепечатали издания в более чем 50 странах. В результате по всему миру прокатились волны протеста мусульман. Были атакованы дипмиссии ряда европейских стран. В ходе беспорядков пострадали сотни человек.

В октябре–ноябре 2005 г. гражданские беспорядки охватили Францию. Большинство хулиганов оказались мусульманами. Спецслужбы страны отрицали религиозную подоплеку в столкновениях, в результате которых получили ранения несколько десятков человек и были сожжены тысячи автомашин. Как отмечала тогда Би-би-си, негативное восприятие ислама во французском обществе и социальная дискриминация иммигрантов были среди причин беспорядков.

С середины 1990-х гг. во Франции идут дебаты относительно допустимости ношения мусульманских хиджабов в общественных учреждениях. В марте 2004 г. принят так называемый закон о платках, запрещающий в целях соблюдения принципа светскости государства открытую демонстрацию своей религиозной принадлежности в учебных заведениях. Накануне вступления закона в силу в 2004 г. по Франции прокатилась волна протестов. Однако серьезных инцидентов после принятия закона не последовало.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
838
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
904
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
989
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
1709

Другие новости