0
1687
Газета Политика Интернет-версия

18.12.2006 00:00:00

Территориальная проблема для добрых соседей

Михаил Маргелов

Об авторе: Михаил Витальевич Маргелов - председатель международного комитета Совета Федерации.

Тэги: курилы, япония


Уходящий год богат событиями в российско-японских отношениях. Недавно, например, отмечалось пятидесятилетие «Совместной декларации СССР и Японии». А на днях министр иностранных дел Японии Таро Асо поднял в парламенте вопрос о возможности раздела Южных Курильских островов поровну между Россией и Японией.

История спора о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Хабомаи, Шикотан известна. И российские, и западные, и японские эксперты не отрицают, что Южные Курилы в Ялте в 1945 году отданы России союзными державами. Япония капитулировала безоговорочно. Но как-то решать проблему все же нужно.

Внешняя политика России в последнее время отличается практичностью. Наверное, и любые территориальные проблемы должны рассматриваться с позиций, если угодно, выгоды. Будь она экономической, политической или военной. Что если рискнуть и на время отбросить верный, в общем, принцип «ни пяди родной земли» и свести вопрос о четырех островах к рассуждению, а что в политико-экономическом плане эти острова нам дают. Или должны дать.

Благодаря Южным Курилам Россия обладает акваторией в богатых районах рыбных промыслов, имеет собственный выход в Тихий океан. Если бы острова не принадлежали России, нашим судам пришлось бы выходить в океан через контролируемые Японией проливы.

Далее. Россия, конечно, не собирается воевать на Дальнем Востоке. Но интересы ее национальной безопасности требуют, чтобы и на дальневосточных рубежах была военная сила. Курильская гряда и особенно Южные Курилы значимы для военного обеспечения экономической деятельности страны на Дальнем Востоке. Эта значимость еще более увеличивается, если учесть перспективы доставки нефти по маршруту Ангарск–Находка и освоения транспортного коридора по Транссибу и БАМу. Россия неизбежно столкнется с торговой войной со стороны судоходных компаний, которые контролируют перевозки между Восточной Азией и Европой.

При всей заинтересованности Японии в нефтепроводе российские судоходные компании также должны участвовать в транспортировке нефти. Такое участие тем надежнее, чем сильнее будет Тихоокеанский флот, в том числе и с базами на Южных Курилах.

Возвращение Южных Курил важно для Японии прежде всего с точки зрения представлений о национальном престиже и безопасности. У Японии нет острой необходимости в заселении островов – ее северные и северо-восточные территории вообще мало заселены. Не связывает Япония с Южными Курилами и какие-то громадные экономические выгоды. Японские политики первой величины открыто говорят об этом в своих «закрытых кругах». В 2002 году получило огласку высказывание влиятельного политика Мунэо Судзуки о том, что «возврат северных территорий не послужит выгоде Японии».

Россия занимает четкую позицию по этой проблеме, не уклоняясь от диалога с Японией по вопросу мирного договора. И суть территориальной проблемы Москва видит не в «признании обоснованности японских требований», а в несогласии Японии с тем, что после Второй мировой войны все Курильские острова принадлежат России. И в этой части, говоря словами президента Путина, Россия «ничего не собирается обсуждать». Речь можно вести лишь о поиске неких вариантов, «которые устроили бы обе стороны».

Наличие старой проблемы не мешает России и Японии налаживать взаимовыгодное сотрудничество. Кстати сказать, Япония имеет территориальные споры и с Китаем, и с Южной Кореей, но поддерживает с ними исключительно активные экономические и гуманитарные связи. Три года назад Китай стал главным торговым партнером Японии, оставив позади США.

Эксперты считают, что нынешний экономический подъем в России создает хорошие перспективы хозяйственным отношениям с Японией. Торговый оборот между нашими странами за последние шесть лет удвоился. В Россию пришли знаменитые японские автогиганты – «Нисcан» и «Тойота». Можно предполагать, что при успешном освоении сборки автомобилей на российской территории к нам потянутся и японские производители комплектующих. С ними могут успешно сотрудничать и российские, и другие зарубежные автостроители. Поскольку для Японии актуальна диверсификация источников нефти, строительство нефтепровода Ангарск-Находка откроет новый этап российско-японского сотрудничества.

При таком ходе событий заинтересованные друг в друге Россия и Япония могут обсуждать «территориальную проблему» как добрые соседи. Тем более что за пятьдесят лет со времени подписания Совместной декларации СССР и Японии стороны научились мирно сосуществовать и сотрудничать даже при отсутствии такой «формальности», как мирный договор.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1855
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
888
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4460
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3470

Другие новости