0
1096
Газета Политика Интернет-версия

26.05.2010 00:00:00

Перевооружение без спешки

Владимир Мухин
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Владимир Мухин - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: армия, вооружение модернизация


На днях президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин вместе с профильными министрами предприняли попытку проанализировать подготовленный правительством проект новой государственной программы вооружений, рассчитанной до 2020 года (ГПВ-2020). Между тем согласно утвержденному более года назад Владимиром Путиным «Плану деятельности правительства на 2009–2010 годы» проект ГПВ-2020 должен был быть разработан и утвержден еще к марту с.г. Однако, судя по выступлению на совещании в Горках главы государства, утверждение данного документа состоится только в конце 2010 года.

Неспешность в принятии крайне важного для армии и флота документа вполне объяснима. В условиях продолжающегося мирового кризиса «окончательно определиться с объемами финансирования, которые необходимы для оснащения Вооруженных сил и правоохранительных органов современным вооружением, военной и специальной техникой (цитата президента. – «НГ»)», видимо, очень сложно.

Но основные параметры ГПВ-2020 президент все же задал. «К 2015 году доля современного вооружения в частях и соединениях должна достичь как минимум 30%┘ При этом важно устранить дисбаланс между затратами на содержание и оснащение. В перспективе такой расклад должен быть где-то 30% на 70% соответственно». Заметим, что Дмитрий Медведев не уточнил, к какому сроку необходимо выйти на такое соотношение содержания и оснащения армии. И это тоже понятно. В отличие от разработанных в прошлом планов здесь уже имеется конкретика, определенная Советом безопасности, но она, что называется, так и осталась на бумаге. Как отметил в своем заключении на проект военного бюджета-2010 комитет Госдумы по обороне, «динамика изменения структуры расходов на текущее содержание и техническое оснащение Вооруженных сил не соответствует решению Совета безопасности РФ выйти к 2011 году на соотношение 50:50 и к 2015 году на 30:70 в пользу технического оснащения». Депутаты также озабочены тем, что в бюджете на 2010 год «расходы на техническое оснащение Вооруженных сил сокращены по отношению к предыдущему году на 10%». Сейчас в бюджете-2010 доля расходов на техническое оснащение в расходах Минобороны составляет около 44,8% (в 2009 году эта цифра соответствовала 47,35%, в 2008 году – 44,3%).

Вряд ли президент и правительство в своих планах создания новой ГПВ-2020 намерены строить «потемкинские деревни». Однако некоторые округлые, приблизительные формулировки и тезисы, открыто озвученные Дмитрием Медведевым на совещании в Горках, настораживают. Президент так и не сказал, какие конкретно объемы от валового внутреннего продукта (ВВП) должны быть затрачены на ГПВ-2020. «Правительственный прогноз позволяет рассчитывать на достаточно устойчивый рост валового внутреннего продукта. Мы исходим из того, что это может быть от 3 до 6% в год. Если этот прогноз будет подтвержден текущей жизнью, будет подтвержден экономическими реалиями, тогда государство сможет финансировать военную организацию в заданных размерах от ВВП».

Что это такое «заданные размеры от ВВП»? Значит ли это, что расходы военного бюджета, как сейчас, будут в пределах 2,9% от ВВП? Или же речь идет об иных (большие или меньшие) параметрах? Конкретный ответ на данный вопрос руководство страны, к сожалению, до сих пор не сформировало. Но ждать осталось немного – к осени в проекте бюджета-2011 эти параметры должны быть четко определены.

Правда, настораживает, что президент, дав установку на изменения структуры бюджета в пользу увеличения расходов на оснащение войск, косвенно дает понять, что урезание социальных и других программ, связанных с человеческим фактором, в армии и на флоте будет продолжено. Заморозка массового перевода войск на контрактную службу, сокращение в частях офицерской прослойки, ликвидация должностей прапорщиков, урезание расходов на пенсии отставникам, на военное здравоохранение, отмена льгот и т.п. – есть большая вероятность, что это, увы, мы увидим в еще больших, чем сейчас, масштабах.

Беспокоит и то, что, задав конкретные параметры обновления вооружения в армии, президент так и не озвучил даже приблизительных финансовых расходов в ГПВ-2020, не говоря уже об их постатейной структуре. Нет анализа того, как выполнялись предыдущие госпрограммы вооружений. А ведь ни одна из них за всю постсоветскую историю полностью так и не была выполнена. И это невыполнение связано именно с отсутствием должного их финансирования. Напланировать можно много. Но где взять деньги, технические, материальные и людские ресурсы для реализации этих планов? Вот вопрос вопросов, который должен, думается, волновать руководство страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
327
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
418
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
336
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
289

Другие новости