0
12167
Газета Политика Интернет-версия

07.02.2014 00:01:00

Виктор Иванов не отдает следствие Александру Бастрыкину

Тэги: фскн, законопроект, скр


фскн, законопроект, скр Александру Бастрыкину и Виктору Иванову не судьба объединиться следствием. Фото PhotoXPress.ru

По информации «НГ», в ближайшее время в правительство поступит разработанный Федеральной службой по контролю за оборотом наркотических средств (ФСКН) законопроект, закрепляющий за ведомством функции следствия и оперативно-разыскной деятельности (ОРД). В Следственном комитете РФ (СКР) признают: принятие закона ознаменует отказ власти, возможно – временный, от реализации планов по созданию Единого следственного комитета (ЕСК). Таким образом, медведевскую идею объединить следствие в один кулак можно считать похороненной. Похоже, Кремль отказывается от масштабных реформ правоохранительной системы – и не столько в силу экономии, сколько из желания контролировать элиты с разных площадок.

Напомним, что реформа следствия была одной из важных инициатив бывшего президента Дмитрия Медведева. Предполагалось, что 2 тыс. следователей ФСКН будут переведены в Следственный комитет – наряду с их коллегами из МВД и ФСБ. Сначала Федеральная служба безопасности отстояла свой аппарат, потом и полиции стало не до новой реформы, а сейчас и ФСКН подготовила законопроект о себе, подтверждающий незыблемость нынешнего положения. Следственный аппарат – вместе с ОРД – ФСКН Александр Бастрыкину не отдаст.

Серьезность намерений ФСКН относительно сохраняемого в ведомстве следствия подчеркнуто в тексте законопроекта подробнейшим образом прописанного порядка службы его сотрудников. Здесь и некое подобие морального кодекса, включающее перечисление обязанностей наркополицейских взаимодействовать с обществом, и перечень званий, а также условия работы и увольнения.

Документ, подготовленный Госнаркоконтролем, подробно прописывает функции ведомства в области следствия. При чтении объемного законопроекта возникает впечатление избыточности и многословия: в тексте представлены полномочия, которые, кажется, никто не собирается отнимать у ФСКН, – они и сегодня есть у каждой правоохранительной структуры. Например, настаивают авторы документа, директор ведомства, его замы, а также по их поручению другие представители органов наркоконтроля вправе присутствовать на заседаниях обеих палат парламента, их комитетов и комиссий, правительства, региональных заксобраний и местных властей. Собственно, им и сегодня никто не запрещает присутствовать на открытых заседаниях исполнительной и законодательной власти. Но вот потребовалось подчеркнуть это в законе: чтобы обозначить свою растущую значимость? Или застолбить нынешний статус ведомства? 

Еще один подобный пункт: Госнаркоконтроль «в установленном порядке разрабатывает и представляет президенту и в правительство проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов президента и правительства, а также других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности». Вот здесь уже немного больше смысла. Напомним, сегодня кто только не занимается борьбой с распространением наркотиков: ФСБ, МВД, СКР. Однако Виктору Иванову хочется, чтобы законопроекты на эту тему разрабатывались и представлялись главе государства именно его службой. Иванов не пишет об этом прямо – но смысл фразы понятен. Руководитель ведомства становится на площадке борцов с распространением наркотиков как бы «старшим по подъезду».

Закон явно направлен на фиксацию нынешнего статуса ФСКН и расширение его функций. Таким образом, перспектива создания Единого следственного комитета приобретает все более зыбкие очертания. Вот уж и 2014 год на дворе, а нет ни президентского указа на эту тему, ни правительственного постановления… В ведомстве Бастрыкина это хорошо понимают. Информированный источник, близкий к руководству СК, рассказал «НГ», что власти не будут реформировать Следственный комитет еще и потому, что это дорогое удовольствие: «В условиях инфляции и высоких социальных обязательств власти дешевле оставить все как есть. К тому же реформа заставит переписывать кодексы».

ФСКН не только закрепляет за собой следствие, но и расширяет свои полномочия. Госнаркоконтроль добивается права контролировать лечение наркоманов и деятельность общественных организаций, занимающихся профилактикой в этой области. То есть ФСКН займется «разработкой и реализацией государственных, федеральных, ведомственных и иных программ (подпрограмм), предусмотренных законодательством, в сфере профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту».

При этом ведомство хочет отслеживать государственные деньги, поступающие в виде грантов общественникам. Одно из положений документа прямо предписывает ФСКН «организацию и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере реализации государственной политики, направленной на поддержку общественных объединений, осуществляющих деятельность в области профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ».

Судя по всему, Владимир Путин намерен разделить функции контроля – не столько за гражданами, сколько за элитами – между разными силовыми структурами. И законопроект ФСКН является инициативой, хорошо согласованной с Кремлем.

По мнению главы фонда «Эффективная политика» Глеба Павловского, все вопросы подобного рода могут исходить только от президента: «А Путин никогда не даст согласия на создание какого-то единого силового кулака, который станет проблемой прежде всего для него самого. Какими средствами этот кулак можно контролировать? При отсутствии реальных сдержек в виде нормального парламента и правовой системы создание слишком сильной силовой структуры опасно прежде всего для самой власти».

Однако, уверен эксперт, в альтернативных решениях нет никакой здравой концепции, так как идея ЕСК для правового общества предполагала модернизацию отечественных правоохранительной и правозащитной систем путем разделения компетенций: «Но это невозможно. Остается создавать сдержки и противовесы внутри самой вертикали власти, которая в разных местах создает «карманы» с разделенными ресурсами действия». Такая ситуация отражает плюралистический характер самой власти, считает собеседник «НГ»: «Власть не едина и представляет собой симбиоз разных «существ» – разной величины, прожорливости и видов питания. Они находятся в определенном симбиозе, но это симбиоз подвижный и не симметричный. Поэтому создание новых «карманов», будь то бюджетные или силовые, а в наших условиях силовые тоже получаются бюджетными, это стихийный мейнстрим. Который тоже не создает сильной власти, но по крайней мере удерживает ее от обрушения под собственной тяжестью».

Желание ФСКН усилить свои полномочия по части следствия и ОРД может не вызвать сопротивления со стороны конкурентов в других силовых ведомствах, считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин: «Конечно, существует ведомственный лоббизм со стороны МВД, прямым конкурентом которого является ФСКН. Есть и некоторые, хоть и весьма опосредованные, конкурентные отношения с ФСБ. Обе эти структуры вряд ли приветствуют появление еще одного следственного органа. Хотя по большому счету для разрушения проекта Единого следственного комитета и ФСБ, и МВД могут в принципе поддержать инициативу Виктора Иванова. Чтобы продемонстрировать – даже в будущем не будет создан ЕСК».

Заметим, однако, что на фоне отказа власти от реформ в правоохранительной сфере (медведевской, полицейской оказалось достаточно) происходит постоянное и неуклонное наращивание полномочий силовых ведомств. Генпрокуратуре позволят через суд проверять доходы и расходы чиновников, Госнаркоконтролю – НКО, а Федеральной службе безопасности – шерстить Интернет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1082
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
762
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
377
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
520

Другие новости