0
1442
Газета Печатное дело Интернет-версия

31.05.2000 00:00:00

Кто идет с мудрыми, сам будет мудр


Литература Агады. Библиотека еврейской классики. - Иерусалим - Москва: ДААТ/Знание, 1999. 384 с.

Распространение книг по еврейской истории и культуре в Советском Союзе каралось по статье 70-й "Антисоветская агитация и пропаганда". Именно по этой статье в 83-м году был осужден Иосиф Бегун, под общей редакцией которого сейчас издана антология Агады. В результате таких необычных методов "популяризации" истории еврейской литературы в сознании советских граждан вслед за эпохой библейских пророков сразу следовала эпоха Маркса, Гейне, Бабеля и Шолом-Алейхема. Да и что говорить о массовом читателе, если даже фундаментальная "История всемирной литературы" уделила внимание лишь "Древнееврейской литературе", точнее ее главной книге - Библии. Огромный пласт литературы послебиблейского периода удостоился во втором томе "ИВЛ" одного небольшого абзаца: тут Мелетинский пишет о том, что "в первые века нашей эры еврейская литература организуется вокруг комментариев к законодательным текстам Библии. Комментарии эти составили Талмуд, содержащий не только записи правовых и культовых норм... но и большое количество восходящих к фольклору литературных элементов". Непосвященный вряд ли поверит, что за сухим и наукообразным словом "комментарии" может скрываться интереснейшее, яркое и ни на что не похожее явление в мировой художественной практике - литература Агады.

"Еврейская профессия - служение Богу", - уверял Парацельс. Танах (Письменная Тора, Пророки, Писания) всегда был для евреев источником, будоражащим мысль. "Не от Б-га ли истолкования?" - говорила Библия, и евреи бесконечно истолковывали, комментировали и интерпретировали откровение, дарованное Моисею на горе Синай. Так создавалась Устная Тора, состоящая из двух частей: галахи и агады. Еврейский поэт Хаим Нахман Бялик говорил о "вечно хмурящейся" галахе - своде законов еврейской жизни (галаха, в частности, определяет, что любой человек, родившийся от еврейской матери, является евреем) и "приветливо улыбающейся" агаде - художественном жанре, создававшемся виднейшими учителями-раввинами с конца IV века до н.э. до XII - XV вв. н.э во всех землях, куда история занесла евреев: в Эрец Исраэле, Вавилонии, Египте, Северной Африке, Малой Азии и Европе.

В своей замечательно доходчивой статье, предваряющей основной корпус текстов сборника "Литература Агады", профессор Авигдор Шинан размышляет на тему, чем же является Агада: художественной литературой или фольклором. Выясняется, что это парадоксальное явление, существующее где-то на стыке индивидуального и народного творчества. У агадических текстов есть конкретные авторы, имена их известны и бережно хранятся в памяти еврейского народа. (Правда, биографических сведений об этих людях немного, и евреи называют их собирательным именем "хазаль" - аббревиатура, которая расшифровывается как "наши мудрецы, пусть будет благословенна их память".) В то же время тексты Агады на протяжении многих веков существовали только в устной традиции: Талмуд строго запрещал записывать устное предание, вероятно, для того, чтобы четко отделить Письменную Тору от Устной. Напрямую связаны с фольклорной традицией жанры литературы Агады: расширенный библейский рассказ и рассказы о деяниях мудрецов, притчи, "народные истории", толкования и проповеди, созданные в форме, доступной всему народу: женщинам, детям, малообразованным слоям общества.

Первый раздел книги - тематический. Составители (И. Бегун, Х. Корзакова) назвали его "О чем рассказывает Агада". Живший в первые годы нашей эры мудрец Гиллель учил: "То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему, - это вся Тора. Остальное комментарии. Иди и учи". Собственно, это и вся Агада, рассуждающая о самых разных аспектах жизни человека исходя из единого нравственного начала.

Давно замечено, что хорошим людям нередко выпадает короткая жизнь, а закоренелые грешники живут долго - с чего бы это? Шмуэль Младший отвечает: "Всевышний знает, что праведник может споткнуться, потому Он говорит: Заберу его к Себе, пока он еще праведен. Что же касается грешников, то пока человек жив, Всевышний надеется на его раскаяние..." Можно ли доказать реальность грядущего воскрешения мертвых с точки зрения обычной житейской логики? Агаде это по плечу: "Если на свете живут люди, которых никогда раньше не было, то люди, которые раньше уже были, тем более могут вновь появиться!" Сколько человеку нужно иметь детей, чтобы выполнять заповедь "плодитесь и размножайтесь"? Плюралистично настроенная Агада устами своих мудрецов дает на этот вопрос самые разные ответы: одного ребенка любого пола, двоих сыновей - как Каин и Авель, сына и дочь - как Адам и Ева. Это "спор во имя небес", спор, в котором учитываются все мнения. Как пишет Рав Адин Штейнзальц во "Введении в Талмуд", "к Агаде обращаются тогда, когда нет необходимости выбирать одно из нескольких мнений, чтобы прийти к однозначному, пусть во многом и ограничивающему нас выводу".

Агада педагогична ("ребенку никогда нельзя угрожать наказанием"). Агада смешлива ("знал бы учитель Моше, как выгодно давать деньги в рост, не запрещал бы"). Агада шаловлива ("четверо в постели: разведенный женат на разведенной"). Агада уважает другие нации ("украсть у нееврея хуже, чем у еврея") и высоко ставит свою ("кто покупает себе раба-еврея, покупает хозяина").

Впервые отдельные тексты Агады были переведены на русский язык в 1922 году. Новый перевод, который сделали специально для издания "Литература Агады" В. Вексельман, Б. Йонин, Х. Корзакова и Д. Сливняк, вполне тянет на маленький подвиг: на прекрасном современном русском языке Агада дышит глубокой древностью, мудрость которой доступна пониманию ребенка.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1983
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2974
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2350
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2352

Другие новости