0
845
Газета Печатное дело Печатная версия

15.08.2007

Перегородки Неба не достигают

Михаил Талалай

Об авторе: Михаил Григорьевич Талалай - историк, публицист.

Тэги: православие, католицизм, литература


А.Тамборра. Католическая Церковь и русское православие: Два века противостояния и диалога/ Пер. с итальянского. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007, 631 с.

Новая книга римского историка и слависта Анджело Тамборры стала его посмертной публикацией. Она же – его первая публикация на русском языке.

Мне не довелось встретиться с автором, за творчеством которого я пристально следил. У нас были общие интересы в области русско-итальянских связей: Тамборра написал обстоятельную книгу о русских эмигрантах в Италии дореволюционной поры («Esuli russi in Italia dal 1905 al 1917»), множество статей, например, о Гарибальди и России, о графе Григории Шувалове, ставшем в Италии участником патриотического движения, а затем – католическим монахом, об отношениях Петра Первого с Папским государством, а также ряд других монографий и очерков.

Особенно интересным и удачным следует признать его обширное исследование «Католическая Церковь и русское православие», опубликованное в 1992 году в издательстве San Paolo.Тема деликатная, сложная, объемная, и Тамборра блестяще с ней справился, не впадая в полемический тон (хотя сам был ревностным католиком) и великолепно сохраняя беспристрастие историка даже в самых «горячих» эпизодах.

После выхода книги я обратился к Тамборре, предлагая письменно ответить на несколько вопросов, предварительных, в ожидании будущей встречи и развернутого интервью. Однако интервью так и не состоялось: профессор в последние годы жизни чувствовал себя неважно. Впрочем, он прислал мне обширное письмо с ответами на мои вопросы и свои книги, целую пачку.

Покойный Иоанн Павел II писал о различиях между Католической и Православными Церквами: «Вдруг эти разделения – еще и дорога, по которой идет Церковь, чтобы открыть несказанное богатство Христова Евангелия и Христова Искупления? Быть может, иначе эти богатства и не найдешь...»

Этот самый путь, по которому церковный Восток и Запад идут параллельно, сами по себе, в итоге и изучил Анджело Тамборра, хронологически ограничив его двумя веками – начиная с эпохи Священного Союза и заканчивая II Ватиканским Собором.

Отмечу, что новая книга (кстати, двухсотая по счету книга, изданная Библейско-богословским институтом) – это не просто перевод. Автор довел свою историю до середины 1960-х годов, лишь пунктирно обозначив обновление в Католической Церкви и переоценку православия католиками в результате II Ватиканского Собора. Специально для московского издания итальянский священник Стефано Каприо, хорошо знающий Россию, написал пространную и отлично документированную главу «Диалог Католической и Русской Православной Церквей во второй половине XX века». Думаю, Анджело Тамборра был бы рад тому, что его исследование хронологически продолжено, а главное, что оно вышло на языке народа, который он любил и изучал.

Интересно, что для итальянской науки Тамборра стал настоящим «первооткрывателем» Петра Чаадаева. В своем письме я спросил его о том, как это произошло. На что профессор ответил:

– Что касается Чаадаева, то мой интерес к нему появился во время изучения декабристского движения и укрепился благодаря уважению к его борьбе за свободу – гражданскую, политическую, религиозную. Его «Философические письма», в то время единственное, о чем знали в Италии, мне помог опубликовать Бенедетто Кроче. Великий философ принял меня в Неаполе, в 1947 году, в своем доме, с отеческим гостеприимством. Из беседы с ним я вынес суждение, что он уже знал чаадаевские «Письма», так как сразу заявил, что их надо публиковать: «Переведите их. Если Вы это не сделаете, о «Письмах» никто здесь не узнает». С Кроче-сенатором я встретился потом в Риме в 1949 году.

– Чем вы занимаетесь сейчас, ваши нынешние интересы? – спросил я Тамборру.

– После выхода в свет моей книги о Католической Церкви и русском православии, что произошло, когда мне было уже 80 лет, мой возраст и состояние здоровья, увы, не позволяют мне быть в курсе избранной мною некогда проблематики, – отвечал мне профессор. – Однако эти вопросы продолжают меня волновать. Я историк и не могу говорить о будущих перспективах Церквей, однако с удовольствием повторю слова митрополита Платона Киевского: «Перегородки, разделяющие православных и католиков на земле, не достигают Неба» (в моей книге я цитирую эту фразу).

Благодарю вас за интерес к моим исследованиям, искренне ваш, в ожидании нашей встречи, Анджело Тамборра». Этими словами завершается полученное мной письмо. Увы, встрече не суждено было состояться.

Неаполь


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Христианство из универсальной идеи превращается в этнический маркер

Христианство из универсальной идеи превращается в этнический маркер

Церковь для русских

0
2306
Литература дачного времени

Литература дачного времени

Юрий Гуллер

Не торопитесь кидать в печку или в костер даже явную макулатуру

0
1572
Цоп пирожное – и жрет

Цоп пирожное – и жрет

Ольга Рычкова

9 августа исполняется 125 лет со дня рождения Михаила Зощенко

0
3049
Несистемную оппозицию укрепляют православные волонтеры

Несистемную оппозицию укрепляют православные волонтеры

Артур Приймак

Среди набожной молодежи немало участников уличных протестов

0
4653

Другие новости

Загрузка...
24smi.org