2
6782
Газета Тенденции Печатная версия

15.01.2014 00:01:00

Благодать по спецразрешению

В одной из епархий РПЦ группу верующих объявили «еретиками»

Андрей Васенев

Об авторе: Андрей Александрович Васенев – журналист.

Тэги: рпц, православие, таинства, причастие, еретики, нижневартовск


рпц, православие, таинства, причастие, еретики, нижневартовск Часть прихожан храма Рождества Христова в Нижневартовске была отлучена от причастия. Фото с сайта www.hram-rozhdestva-nv.ru

В Русской Православной Церкви идет активное обсуждение проекта документа Межсоборного присутствия «О подготовке ко святому причащению». Интернет-дискуссия выявила множество проблем, по которым среди православных верующих нет единого мнения. Например, по какой причине священник может, а по какой не может отказать в причастии, то есть фактически отлучить от Церкви. Этот вопрос остается одним из самых болезненных, особенно «на местах», в отдельных епархиях и приходах. 

Некрасивая история случилась в Нижневартовске. Полных девять месяцев, начиная с февраля 2012 года, не причащали группу прихожан. Их обвинили в том, что они собираются на совместное чтение Евангелия у себя дома и жертвуют «на сторону». Отлучили без письменных указов и епитимий. Так же, без извинений и объяснений, недавно снова начали причащать.

Ранее этих прихожан обвинили в связях с так называемыми кочетковцами. Так недоброжелатели называют Преображенское братство, духовным попечителем которого является священник Георгий Кочетков. На вопрос, в чем грех такой связи, ее губительность, никто толком ответить не смог, мол, «сами прекрасно знаете», «читайте в Интернете». Зато двоих из них, учителя и завуча, уволили с работы из православной гимназии Нижневартовска «по собственному желанию». На оставшихся учиться в православной гимназии детей «кочетковцев» стали показывать пальцем: сектанты.

Новый виток этих отношений пришел в 2011 году вместе с разделением епархии на три части, когда епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел (Фокин) ввиду кадровых перестановок назначил Нижневартовским благочинным протоиерея Сергия Шевченко. Тот, собрав прихожан и поинтересовавшись их мнением, решил отлучить «обособленцев» от причастия прямо в праздник Крещения.

Эту ситуацию нам прокомментировал сам благочинный протоиерей Сергий Шевченко: «Основания для того, чтобы их не причащать, у меня были как раз такие, что они собираются сами и что делают – непонятно. Они неподконтрольны. У меня, как у священника, не было никаких гарантий, что эти люди в Церкви, что они придерживаются тех же взглядов, что и Церковь, хотя они об этом громко заявляли. Тем более что они иногда предлагают литературу, о которой в богословском плане ходят спорные мнения. Так как вопрос был сложный, я предложил отложить вопрос об участии в таинствах до определения управляющим епархией – епископом. В бумажном плане этот вопрос затянулся на длительный период.

Потом у них завязалась переписка с Патриархией, и к нам пришло решение, что отлучение от причастия было не обосновано, и надо причащать. Мы подчиняемся решению Патриархии и их причащаем».

«Это собрание людей не имело отношения к приходу, – добавил Шевченко. – Они лишь присутствовали на богослужении. В связи с этим я предпринял попытку разобраться и на какой-то период не стал их причащать. Я их не отлучал. Они озвучивают такую фразу, но я их не отлучал и сказал, что они могут пойти на любой приход Русской Православной Церкви и причащаться. Отлучение – это когда епископ отлучил, и никто из других священников не может сказать: давай я с тебя сниму епитимью и буду тебя причащать. Я такого не могу сделать в принципе», – уверял нас благочинный.

Приход Русской Православной Церкви в Нижневартовске действительно  не один. Их два. Но и во втором храме настоятель был тот же – протоиерей Сергий Шевченко. А его заместитель – священник Димитрий Белозеров – также закрыл доступ к таинствам для этих людей. Никаких письменных распоряжений. Из бумаг появились только листовки: «Внимание! Не вступайте с ними в контакт» или «Пусть вас не очарует их милый и образованный вид». А устно им объяснили так:

– Считайте, что вам просто не повезло с настоятелем.

После визита Патриарха Кирилла в Ханты-Мансийскую епархию в сентябре 2013 года протоиерей Сергий Шевченко объявил, что теперь «кочетковцев» будут причащать, хоть он и не согласен с таким решением, спущенным сверху. Для участия в таинствах этой группе прихожан был выделен штатный священник. Ему и только ему было поручено исповедовать, причащать и всячески курировать «опасную» приходскую группу. Некоторые другие священники, отводя от чаши, тайком извиняются перед ними: «Прости, ничего личного, сам понимаешь…»

«Одного из штатных клириков я направил на их собрания и попросил поприсутствовать, – комментирует протоиерей Шевченко. – Он сходил, а его спросили: «Вы что, так и будете ходить?» Но потом они подошли и сказали: «Мы, видимо, слегка переборщили. Вы, наверное, приходите». Вот это меня удивляет. Как священнику православные люди, собираясь для чтения Евангелия или для молитвы, говорят: «Приходите или не приходите?» Считается, что это нарушение свободы. А это просто какое-то несоответствие приходской жизни. Это обособленная неоформленная группа. Поэтому, когда им что-то предъявляешь, говоришь или спрашиваешь, они отвечают: «Мы не организация». Похоже на действия секты.

У меня в храме около тысячи человек на богослужении, и некоторые из них подходят и говорят: «Мы их не пустим в храм». Это не маленькая группа людей. Бывает, что люди на приходе имеют свое мнение и жестко высказывают свою позицию. Так можно приход раскачать, а расколоть его очень легко. Этого делать не следует.

Потом, вся духовная деятельность в любой епархии осуществляется по благословению епископа. Свою власть он может кому-то делегировать, но в любом случае он управляет жизнью прихода, и нельзя приехать на территорию епархии и начать какую-то деятельность, не согласовав с ним. Вот тут действует братство, проводятся мероприятия, собираются пожертвования. Все это вроде как на нашем приходе, но без моего участия. Я ответственности за это не несу, я не контролирую эту ситуацию, и епархия не имеет к ней отношения. При этом их участие в жизни прихода ограничивается только присутствием на богослужении. Но сейчас они причащаются. Возможно, я был не прав. Есть мое мнение, есть мнение Патриархии. Есть четкое указание, и мы его исполняем», – заключает благочинный.

Указ об отмене неканонических прещений покоробил не только Шевченко. В конце октября, через пять дней после первого причащения «кочетковцев», на сайте Нижневартовского благочиния появились заявления: «Если б Господь через священников только дал знать, можно было силой уничтожить раскольников-неообновленцев...» или «Кочеткова необходимо предать анафеме… еретику и пощечину дать полезно. Авось осознает свое падение».

Формально конфликт исчерпан. Предъявленные обвинения не сняты, но их уже не считают достаточными, чтобы выгонять людей из церкви. А можно ли было их считать достаточными с самого начала – вопрос открытый. Когда собирается семья и читает Библию – это нормально, а когда пришли гости-христиане – уже надо благословение на чтение?

– А если бы мы собирались вместе вино пить, было бы можно? – спросил один из запрещенных.

– Это ваше личное дело, пейте, тут благословения не нужно, а чтение Писания – дело церковное, – замечает Шевченко.

Кроме того, остается непонятным, как восстановить мир и доверие между людьми, подходящими в храме к разным чашам? Кто ответит за беззаконное увольнение с работы учителя и завуча? Кто вернет в Церковь тех, кто из-за разразившейся клеветы и злобы из нее тихо ушел (а таковые есть)? Кто ответит за разжигание розни и появление угроз в СМИ Нижневартовского благочиния, а главное, угасит вражду и злобу? По какой православной традиции в храме разделяется чаша с причастием: «истинным» – одна, а «сомнительным» – другая? И почему, наконец, из-за «особых», не совпадающих с общецерковными взглядов того или иного епископа оказываются без всякой причины отлучены от причастия прихожане его епархии?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


Зубов Владислав 21:42 10.03.2014

В Екатеринбурге в один из приходов ещё с середины 90-х годов до сего времени ходит такая же община "кочетковцев". Они ведут себя совершенно обособленно, сами фактически противопоставляют себя всем остальным прихожанам. В храме всегда стоят отдельной группой, а к Причащению стараются подойти первыми, фактически отталкивая остальных. В целом отношение к другим прихожанам откровенно презрительное. То есть они не живут жизнью прихода, не пытаются интегрироваться в приходскую общину, а наоборот действуют разлагающе. Кроме того, "кочетковцы" не исполняют многие, освященные традицией и общепринятые в Русской Церкви правила (например, посещать Всенощное бдение накануне Причащения) и т.д. Кем при всем при этом они являются, как не внутриправославной сектой??? Одной из основных обязанностей каждого прихожанина является участие в материальной поддержке прихода (см. Устав РПЦ), но данная группа является только потребителем церковных Таинств, практически ничего не жертвуя взамен. Что особенно возмутительно, учитывая крайнюю бедность прихода (у настоятеля с 25-летним стажем служения нет даже самого простого автомобиля) и столь длительное долготерпение настоятеля и прихожан данного храма по отношению к этой группе. Я сам много лет там прослужил и знаю, о чем говорю. Так что я прекрасно понимаю нижневартовских верующих.

Олег Глаголев Зубов Владислав 22:03 04.01.2015

Владислав, вы пишете неправду? Трудно себя узнать. Братья и сестры из Свято-Екатерининского братства действительно пришли в этот храм первыми прихожанами. Мы не стоим отдельной группой потому, что нас едва ли не половина в этом храме. С многими прихожанами мы дружим, некоторые у нас оглашались, но не остались в братстве. Мы не стараемся первыми подойти на причастие, на каждой литургии жертвуем все. Спросите настоятеля или старосту. Всегда бываем на вечерне в субботу, но не в этом храме.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В России больше верят в сглаз,  чем в литургию

В России больше верят в сглаз, чем в литургию

Артур Приймак

Эфиопы оказались самыми ревностными среди восточных христиан

0
856
Сумма адских технологий

Сумма адских технологий

Павел Скрыльников

В РПЦ предостерегают мир от создания генетических мутантов

0
2566
"Православный приют" исчез  из материалов суда

"Православный приют" исчез из материалов суда

Павел Скрыльников

Важнейшие обстоятельства мосейцевского дела об убийстве девочки остались нерасследованными

1
3833
В Крыму сменили ответственного за межобщинный мир

В Крыму сменили ответственного за межобщинный мир

Артур Приймак

Местные власти и общественники критикуют Госкомнац

0
1433

Другие новости

Загрузка...
24smi.org