0
4149
Газета Регионы России Интернет-версия

27.08.2015 00:01:00

Дальневосточные рантье в ожидании улова

Тэги: приморье, дальний восток, рыбаки, квоты, александр передня, рыба, траулеры, причальные стенки, рыбный терминал, морской порт, нацрыбресурс


Работе дальневосточных рыбаков мешает множество проблем.	Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Работе дальневосточных рыбаков мешает множество проблем. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Сегодня во Владивостоке начинает работу X Международный конгресс рыбаков, посвященный госрегулированию использования водных биоресурсов (ВБР). Участники намерены обсудить не только экологические и социально-экономические аспекты проблемы, но и определиться со сроками закрепления долей квот на вылов. По мнению экспертов, работе отрасли мешают и другие проблемы, без решения которых повысить эффективность рыбохозяйственного комплекса невозможно.

Повестка Конгресса выбрана не случайно: в сентябре на Сахалине пройдет заседание Госсовета по развитию рыбохозяйственного комплекса, главным вопросом станет увеличение сроков закрепления долей квот на пользование ВБР до 25 лет. 

«В 2000 году профессиональному сообществу не удалось выработать единого мнения по вопросу распределения квот. В результате мы получили аукционную систему, которая негативно сказалась на состоянии отрасли, – заявил директор Департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края Александр Передня. – «Исторический принцип», введенный в 2008 году, доказал свою эффективность. Подвергать его каким-то радикальным изменениям не нужно».

Распределения долей квот – ключевая проблема для рыбаков. До 2004 года регионы ежегодно подавали заявки на выделение квот для определенных предприятий, то есть доли квот устанавливались на один год. По мнению бизнеса, это не позволяло инвестировать в отрасль, исключало развитие переработки и не давало возможности обновлять флот, так как отсутствовали гарантии последующего получения долей.

С 2004 года доли квот стали закреплять за предприятиями на пять лет, но и это не решило проблемы – состояние флота, структура экспорта и объем поставок рыбы на берег не изменились. В 2008 году «рыбное лобби» добилось закрепления квот по «историческому принципу» – на 10 лет. Главный аргумент – чем дольше предприятия будут владеть квотами, тем охотнее станут вкладывать деньги в развитие отрасли.

По мнению главы Центра изучения новых вызовов и угроз нацбезопасности Александра Сухаренко, неэффективное использование водных биоресурсов и нынешний низкий уровень рыбопереработки обусловлены как раз «историческим принципом» распределения долей квот.

«Сейчас в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне эксплуатируется немногим более 1,5 тыс. судов – около 70% всего рыбопромыслового флота России. Большинство из них были построены в 70–80-е годы прошлого столетия. Износ добывающих судов составляет 65%, обрабатывающих – 40%, а 18% судов близки к сверхнормативным срокам службы», – констатирует собеседник «НГ».

Из-за устаревшего плавсостава добытый улов используется неэффективно. Например, при добыче и производстве мороженого обезглавленного минтая около трети улова составляют отходы, до 20% – это прилов молоди. Данный ресурс, как правило, не перерабатывается, а выбрасывается за борт. Переработать его на устаревших судах даже в рыбную муку невозможно.

В итоге в Дальневосточном бассейне ежегодно выбрасывается свыше 900 тыс. тонн рыбы (более 30%. – «НГ»). А количество направляемого на выпуск продукции сырья из поднятого на борт судна втрое меньше, чем, например, в США.

«Необходимо установить требования по обеспечению промысловых судов весовыми конвейерами или бункерными весовыми устройствами с автоматической передачей данных о принятом на борт улове, как это принято в Норвегии и США, – считает Сухаренко. – Это, во-первых, ограничит возможность перелова, как это произошло в случае с печально известным траулером «Дальний Восток», во-вторых, будет стимулировать извлечение максимального дохода из улова».

Эксперт полагает, что экономически эффективными могут быть только современные траулеры-процессоры. Стоимость постройки такого судна составляет 60–65 млн долл., но срок окупаемости на промысле минтая лишь два-три года. Потребность в таких траулерах в регионе – около 25 судов.

Другая проблема отрасли – причальные стенки рыбных терминалов, более 75% которых находятся в критическом состоянии. Проверка контрольно-ревизионным управлением президента России основного держателя рыбных терминалов морских портов – ФГУП «Нацрыбресурс» – показала неэффективное использование им бюджетных средств. Выручка, полученная им от сдачи в аренду госимущества, составляет более 400 млн руб., а затраты на поддержание причалов, пирсов и защитных сооружений не превышают и 4%.

«Необходимо сказать и о недостатке портовых холодильников – острейшей проблеме, с которой сталкиваются дальневосточные рыбаки, – продолжает Сухаренко. – При емкости чуть более 140 тыс. тонн фактическая потребность в период путины составляет до 800 тыс. тонн. При этом около 40% холодильных мощностей, расположенных в дальневосточных портах, не модернизированы или используют аммиак. Повышенный спрос на услуги хранения порождает многократный сезонный рост цен, увеличивая себестоимость рыбопродукции».

За семь лет существования «исторического принципа» распределения квот в отрасли практически ничего и не изменилось. При этом возникла новая схема их «перераспределения»: сдать собственное судно в аренду предприятиям – держателям квот и добывать рыбу. Прибыль квотодержателя, или точнее рантье, включается в себестоимость продукции, снижая ее доступность для потребителей. Рентабельность такого «бизнеса» достигает 400%, а объем вылова по «покупным квотам» – до 30%.

Несмотря на все это, Минсельхоз подготовил законопроект, предусматривающий закрепление долей квот на 25 лет без каких-либо обязательств по инвестициям в отрасль. Между тем за этот период чистый дисконтированный доход от использования всего допустимого улова ВБР Дальневосточного бассейна составляет 590 млрд руб., которые могли бы быть вложены в модернизацию всей инфраструктуры отрасли.

Владивосток



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
601
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1282
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1126
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2151

Другие новости