29.12.2016 00:01:00

5. В Солнечной системе открыли девятую планету

Тэги: браун, батыгин, солнечная система, планета

браун, батыгин, солнечная система, планета Майк Браун и Константин Батыгин – первооткрыватели 9-й планеты. Фото с сайта www.caltech.edu

20 января два астронома из Калифорнийского технологического института в Пасадене – Майк Браун и Константин Батыгин – объявили об открытии девятой планеты Солнечной системы. Планета Х обнаружена за пределами орбиты Плутона. Это объект размером с Нептун, который, кстати, в 17 раз тяжелее Земли. Некоторые комментаторы сразу заявили, что «находка может стать одной из самых сенсационных в текущем десятилетии, сравнимой с открытием нового континента на Земле».

Тут необходимо маленькое пояснение. До конца ХХ века считалось, что в Солнечной системе девять планет. Последняя – Плутон, открытая в 1930 году. Но в первое десятилетие XXI века было обнаружено очень много объектов за орбитой Нептуна (восьмая от Солнца планета), причем некоторые из них даже превосходят по своим размерам Плутон. Поэтому в 2006 году астрономы уточнили классификацию: восемь крупнейших тел – от Меркурия до Нептуна – считаются классическими планетами, а Плутон был отнесен к новому классу – карликовых планет. Карликовые планеты в основном населяют область за орбитой Нептуна – так называемый пояс Койпера.

И вот обнаруживается неизвестный ранее объект, сравнимый с планетами-гигантами! Претендент на статус девятой планеты вместо Плутона. Правда, обнаружен этот объект пока только «на кончике пера», как результат расчетов. Согласно результатам многомесячного компьютерного моделирования, основанного на анализе гравитационных возмущений орбит нескольких объектов пояса Койпера, Браун и Батыгин высказали предположение, что в Солнечной системе, вероятно, есть еще одна удаленная планета размером с Нептун. По расчетам, это тело может совершать полный оборот вокруг Солнца за 10–20 тыс. лет.

«Выполненное моделирование может с какой-то долей вероятности указывать на массу, вызывающую гравитационные эффекты, – поясняет Владислав Шевченко, профессор, заведующий отделом исследований Луны и планет Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга МГУ им. М.В. Ломоносова. – Решающими аргументами в пользу существования новой Планеты Х могут быть только астрономические наблюдения. А вот здесь перспективы пока не обнадеживают. Самые крупные телескопы на Земле в настоящее время не могут обнаружить данный объект».

Браун и Батыгин полагают, что по размерам вновь обнаруженное тело примерно в 10 раз больше нашей Земли. Но нельзя исключать возможности, что это не монолитное тело, а несколько тел, расположенных в относительной близости друг к другу. Примером реальности такого варианта может служить наша собственная Земля вместе со своим спутником Луной, которая всего лишь в 81 раз по массе меньше своей планеты.

Это еще более уменьшает вероятность увидеть его с помощью наземных телескопов. Но по крайней мере теперь мы знаем, где искать, куда смотреть.