0
1113
Газета Содружество Интернет-версия

23.10.2001 00:00:00

"Учитель священной войны"

Марат Ражбадинов

Об авторе: Марат Ражбадинов - аспирант Института востоковедения РАН.

Тэги: аззавахири, террорист


СРАЗУ после событий 11 сентября Вашингтон потребовал от правящего в Афганистане режима "Талибан" выдачи шести исламистов, подозреваемых в непосредственной организации терактов. Вторым в этом списке, сразу после бен Ладена, значился пятидесятилетний Айман аз-Завахири.

"Террорист номер два" родился в 1951 году в семье потомственных египетских аристократов. Его полное имя Камиль Айман Мухаммад Рабии аз-Завахири. В 1974 г. он окончил медицинский факультет Каирского университета. В конце 70-х годов Завахири сблизился с возглавлявшейся офицером египетской армии Усамой Камри подпольной ячейкой радикальной религиозной организации "Аль-Джихад". В 1981 г. он впервые попал в списки обвиняемых под номером 113 по уголовному делу "Большой Джихад" и получил тюремный срок в три года.

В 1984 г., когда Завахири вышел на свободу, в Египте раскручивалась кампания поддержки антисоветского сопротивления в Афганистане. На территории страны проходили подготовку добровольцы из арабских стран. Санкцию на это дал тогдашний министр обороны Арабской Республики Египет (АРЕ) Камаль Хасан Али. Интересно, что, когда судили убийц президента Анвара Садата, принадлежавших к "Джихаду", один из адвокатов сделал официальное заявление от имени этой организации, в котором призвал египетское правительство позволить ее членам отправиться в Афганистан. На тот момент среди заключенных по делу об убийстве президента Садата насчитывалось до двух тысяч джихадовцев и еще две тысячи их соратников оставались на свободе. Египетский режим пошел на удовлетворение этой просьбы. Кроме того, Народное собрание (парламент) также призвало руководство страны поддержать добровольческое движение среди египтян. Эту инициативу поддержал и исламский университет "Аль-Азхар". США в то время всячески одобряли и поощряли "афганское направление" в деятельности исламистов.

В 1985 г. Завахири отправился в пакистанский город Пешавар, где стал работать врачом в госпитале для раненых моджахедов, и уже с конца 80-х г. вошел в руководство "Джихада". К началу 90-х гг. благодаря блестящим организаторским способностям ему удалось фактически возглавить организацию, возродившуюся на территории Афганистана под названием "Аль-Джихад аль-Гадид" (Новый Джихад). Был использован весь старый опыт подпольной борьбы в Египте в 70-х гг. и новые навыки, приобретенные за период афганской эпопеи. Боевики "Джихада" в качестве "профильного" направления получали задания проводить технически сложные акции против важных государственных лиц и объектов. "Джихад" в 90-е годы в отличие от 80-х стал немногочисленной группой. Тем не менее по старой традиции продолжалась вербовка людей с техническим образованием и военнослужащих. Наиболее известные военные лидеры "Джихада" были выходцами из разведывательных спецподразделений Египта. В частности, первый "военный амир" Абуд аз-Зумр был полковником военной разведки, его наследник 90-х годов Абу Убейда ар-Рашиди ("герой Панджшера") - офицером спецподразделения по борьбе с терроризмом. Все это придавало большую эффективность акциям террора.

В 1993 г. Завахири был обвинен в организации покушения на бывшего египетского премьер-министра Атефа Сидки, а в 1994-м - в убийстве спикера парламента Рифата Махгуба. Сам он попытался получить политическое убежище в Швейцарии. В ноябре 1993 года Завахири посетил Женеву, где хотел организовать пресс-конференцию и презентацию своего труда - "Черной книги" о репрессиях режима Мубарака. Однако египетское посольство в Швейцарии сорвало проведение данного мероприятия.

Тем временем Завахири планировал акции международного масштаба. В ноябре 1995 г. "Джихад" организовал четыре теракта против египетских гражданских объектов в Швейцарии, Болгарии, Пакистане, а также в самой АРЕ с интервалом в 4-5 дней. Общее число жертв составило тогда 20 человек. К середине 90-х гг. "Джихад" был назван президентом Египта Хосни Мубараком одной из самых опасных организаций, угрожающей государственным устоям Египта. В 1995 г. Завахири под именем Абд аль-Муиз побывал в США, где собирал пожертвования от частных мусульманских фондов Калифорнии и Техаса, формально для семей жертв войны в Афганистане, а по сути - для финансирования деятельности "Джихада". В 1996 г. Завахири со своим соратником Мабруком Саламом побывал в Баку. Более того, он находился определенное время в одном из дагестанских сел и даже попал в местную тюрьму на шесть месяцев, но затем его освободили. После этого Завахири через Азербайджан и Турцию перебрался в Софию, в феврале 1996 г. подал там просьбу о предоставлении политического убежища и ожидал ответа от болгарских властей. Однако 29 февраля в Каире именно по этому поводу состоялись переговоры между министром иностранных дел Египта Амр Мусой и заместителем главы болгарского внешнеполитического ведомства Иваном Христовым. В итоге Завахири на некоторое время был вынужден переехать в Албанию.

К тому времени в Албании уже пребывала значительная часть руководства организации, в том числе можно назвать Абу Хейра, Сарвата Шиху, Ахмада ан-Нагара и других. Весной 1997 г. в Албании с подачи Вашингтона было проведено несколько операций по аресту египетских исламистов. В июне 1997 г. с помощью ЦРУ албанские спецслужбы задержали 12 активистов "Джихада" и затем выдали их Египту. Самому Завахири удалось ускользнуть.

Хотя антиамериканские настроения существовали с самого основания организации, тем не менее вплоть до 1997-1998 гг. группа не атаковала американские объекты и антиамериканизм не был приоритетным для "Джихада". Вашингтон скорее всего рассчитывал на быстрый разгром дееспособной экстремистской группировки, полагая, что в любом случае благодаря этому бен Ладен лишится наиболее дееспособного союзника. Кроме того, антиамериканские акции "Джихада", по мнению ЦРУ, были вопросом времени. По мнению американских аналитиков, исламисты из "Джихада" помогали своим собратьям из египетской "Аль-Джамаа аль-Исламийя" организовать теракт во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке в 1993 г. и покушение на президента Мубарака в 1995 г. В итоге "Джихад" действительно стал рассматривать Вашингтон в качестве первейшего врага.

После арестов в Албании практически все руководство "Джихада" было вынуждено бежать в Афганистан, где попало под влияние бен Ладена и вошло в состав ныне широко известных "Аль-Каиды" и "Международного исламского фронта борьбы с евреями и крестоносцами". Вот тогда Завахири и попал в составленный Вашингтоном "черный список" особо опасных террористов "первой степени". Сразу после того, как Тирана выдала группу исламистов Египту, "Джихад" выступил с угрозами в адрес США. Завахири заявил, что "Америка будет наказана на том языке, который она понимает". В ноябре 1997 г. в Афганистане близ города Хост Завахири при помощи бен Ладена организовал тренировочный лагерь "Бадр-II". Одновременно "объединение" с бен Ладеном на антиамериканской почве привело к внутренним разногласиям в организации.

"Война с Америкой" должна была начаться после прекращения "огня" в Египте и преодоления разногласий с организацией "Аль-Джамаа аль-Исламийя". Такой шаг Завахири не поддержали старый лидер "Джихада", ныне отбывающий тюремный срок - Абуд аз-Зумр и духовный лидер "аль-Джамаа аль-Исламийя" шейх Омар Абдель Рахман. В 1999 г. Завахири даже заявил, что складывает с себя полномочия "амира" организации. Однако впоследствии он не только остался руководителем "Джихада", но и стал фактически лидером новой организации - "Армии освобождения святынь ислама", в которую наряду с членами "Джихада" вошли активисты других экстремистских группировок. С тех пор Завахири стал фактически правой рукой бен Ладена. Его стали называть "доктором Завахири" и "учителем священной войны".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума теперь принимает законы единогласно и без поправок

Госдума теперь принимает законы единогласно и без поправок

Иван Родин

Молодежь защитят Уголовным кодексом от внешних и внутренних деструктивных сил

0
469
"Яблоко" катится в правозащитную деятельность

"Яблоко" катится в правозащитную деятельность

Дарья Гармоненко

Уникальность такого статуса создает для партии Явлинского как шансы, так и риски

0
396
Человеческий капитал ушел в минус

Человеческий капитал ушел в минус

Анастасия Башкатова

Качество образования и здоровье населения требуют все более пристального внимания

0
573
Жертвы преступлений становятся дважды потерпевшими

Жертвы преступлений становятся дважды потерпевшими

Екатерина Трифонова

Государственный аппарат пробуксовывает с защитой прав граждан

0
443

Другие новости