0
1727
Газета Интернет-версия

24.10.2006 00:00:00

Воспитание чувства

Георгий Любарский

Об авторе: Георгий Любарский - социолог, публицист.

Тэги: патриотизм, государство


патриотизм, государство Патриотизм теперь можно только выбирать. И отвечать за выбор.
Владимир Любаров. Вчерашние новости. Опубл.: Искусство России. «Сканрус», 2006

Слово «патриотизм» связывает воедино три понятия – государство, страна, народ.

В иные времена понятия эти были разведены. Народы жили в разных государствах, государства объединяли разные народы, страны не были так центрированы государством... Именно теперь стало привычным мыслить государство, страну и народ как нечто единое.

Известен, однако, острый опыт: «Если меня спросят, с кем бы я хотел остаться – с истиной или с Христом...» Иногда имеет смысл разделять даже неразделимые категории. Хотя бы для понимания того, что в категориях этих самое важное. Тем более что они и сами расслаиваются. Не каждый государственник – националист, не каждый националист – государственник┘ Может быть, расслоения не случится, если прибегнуть к словам «Родина» и «Отечество»? Нет – многие люди, приехавшие в США лет 5–10 назад, становятся настоящими патриотами этой страны.

Все мы родом из...

Патриотизм стал предметом свободного выбора. Это уже не врожденное чувство. Прежде патриотизм можно было уподобить морали. При нарушении морали – голос совести. При отъезде – муки ностальгии... Однако все больше людей не испытывают ностальгии; возможно, впрочем, что многие не испытывают и мук совести – но с этим пока не все ясно.

Человек может выбрать себе страну. Может участвовать в выборах правительства, которое стоит во главе государства, и может – до некоторой степени – выбирать народ, к которому он относится. Значит ли это, что категория патриотизма устарела и утратила монолитность? Нет, просто патриотизм стал более осознанным и взрослым чувством. То, что раньше давалось «с молоком матери» и «звуками родной речи», теперь подлежит свободному выбору.

Конечно, до свободы дорастают не все – оттого и путаница. В ком-то при звуках слова «патриотизм» ревет древний голос крови, кому-то дороги победы оружия предков и страх, наводимый на врагов. А иные выбирают в качестве предмета патриотизма, например, немецкую музыку. И число этих «предметов» неудержимо растет. Возникают совсем странные формы патриотизма – братства компьютерных игр, литературных произведений, новых религий... Когда позволительно выбирать – никто не может ограничить пространство выбора. Если человек решил считать себя эльфом или гоблином и выбирает не страну, а культурный пласт – значит, его выбор таков.

Кто-то, впрочем, ничего пока не выбирает. Некоторые выбирают наспех и вслепую. Многие колеблются в выборе и до сих пор воздерживаются от ответа... Взрослые чувства простыми быть не могут. Ясно одно – больше нет возможности быть патриотом по стечению внешних обстоятельств. Можно только выбрать. И отвечать за свой выбор. И за отказ от выбора, кстати, тоже.

Уже есть двойное гражданство. Разумеется, вслед за двойным гражданством возникает двойной и вообще многоякий патриотизм. Человек, например, живет 20 лет в США. Он настоящий патриот этой страны – а еще он патриот своей «малой родины», и ничуть не в меньшей степени, чем его одноклассник, так и оставшийся в Салехарде. Малая родина может быть у человека не одна, и «большая» – тоже. Люди и здесь выбирают и не выбирают патриотизм – ту территорию, которой они будут верны, и тот язык, преданность которому сохранят.

Споры о вкусах

И вот на небольшой площадке сталкиваются, например, истый государственник, коммунист, мусульманин – с ярым противником Православной Церкви, старообрядцем, сторонником преобразования России в федеративную общность государств. Или – преданный поклонник американской политики, не собирающийся никуда уезжать, – с противником христианства, язычником или даже зороастритом. Все – патриоты. Разумеется, тут не то что встает вопрос о патриотизме – тут стоит сплошной ор: «Ты не настоящий патриот!» Но в том-то и дело, что единственно настоящих больше нет.

В итоге выходит, что патриотов мало. Не потому что мало, а потому что не всех пускают. Один патриот не согласен признавать патриотом другого – ну как можно пустить в патриоты этого коммуняку-интернационалиста?.. А этот, либерал, не говоря худого слова?.. А этот вообще... Может педераст быть патриотом? Ну что за вопрос, безумие просто. За такое сразу...

Получается, чем больше патриотов – тем их кажется меньше. Очень неприятная мысль┘ И ведь большинство граждан России действительно убеждено в том, что патриотов у нас скоро совсем не останется.

Охота за патриотами

Тут вмешивается государство. Государство живет возможностью мобилизации подданных (граждан). Для этого государству необходим гражданский патриотизм. Может государство подданных призвать в армию – значит, живо, не может – извините. Ну и во многих других ситуациях, вполне мирных, патриотизм – очень важное качество. Надо всех на выборы? Все придут. Надо дать отпор проискам? Будет отпор.

Вот воспитание в гражданах патриотизма, этого сугубо личного и деликатного чувства, и становится государственной задачей. Прежние «патриотические предметы» становятся активнейшими игроками на широком поле выбора.

Для тех, кто не в состоянии сделать его, этот выбор, по собственной совести и собственному разумению, существуют отлаженные методы охоты за преданностью. От повесток и судов – до кампаний в медиа.

Государству, конечно, лучше бы живой, настоящий, неказенный патриотизм... Или не лучше?.. Оно, в общем, съест любой – потому что очень надо.

Вслед торопятся другие игроки. Требуют нерассуждающей преданности, вовлеченности, чувства локтя – за что обещают: «Ты будешь своим!» Неразбериха от этого только усиливается. Каким «своим»? Как можно равнять патриота, который таков только в силу требования религии покорствовать государству, – и убежденного государственника?..

(Вот ведь еще беда – и государственники меж собой о форме этого государства договориться не могут, а люди религиозные пока не определились, какая религия в смысле патриотизма более правильная. Тут такие слова говорятся, что некоторые вон в эльфы подались.)

Что мы выбираем

У преданных – не без предательства. Раз можно выбрать – значит, будут перемены мнения, столкновения одного долга с другим, одной любви с другой. А как же иначе.

Выбор не предопределен. Критерии его определяются сейчас. Каковы же все-таки эти критерии? Тут можно сказать одно: патриотизм относится к числу человеческих чувств. То есть быть человеком – первее, чем быть патриотом. Значит, есть какой-никакой критерий: если что-то в данном виде патриотизма не способствует росту человека, значит, это патриотизм неправильный.

Или иначе: качество патриотизма определяется тем, что он может дать людям. На «рынке патриотов» один выкладывает на стол православную веру, другой – Серебряный век русской культуры, третий – гоблинские переводы, а четвертый – права человека... Мы выбираем то, что нужно нам самим.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
839
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
690
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
712
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
756

Другие новости