0
986
Газета Стиль жизни Интернет-версия

26.03.2002 00:00:00

Второе пришествие старинного жанра

Тэги: русский романс


Свет, идущий от русской культуры - от Тютчева и Бунина, Ахматовой и Блока, Цветаевой и Гумилева, - продолжает освещать грустные сумерки нашего отечества и в сегодняшний, совсем негармонический и немузыкальный исторический момент. Правда, мы настолько преуспели в коллективном и личном манкуртстве, что этот мир - абсолютно наш, давно освоенный и пережитый - кажется сегодня далекой Галактикой, которую надо открывать заново. Хорошо, что появляются люди, способные вернуть нам наше собственное наследство...

Пока телеэкраны и эстраду захлестывают агрессивно-глупая попса, блатные или зэковские песни, некие вирши, наспех слепленные со "звуками му", самые стойкие москвичи осмеливаются тайно любить русский романс. Да, любовь эта почти тайная, поскольку публика и исполнители, подобно первым христианам, собиравшимся в пещерах, собираются в негромких залах, в театрах и театриках с небольшой сценой, куда приходят только те, кто точно знает, что его ждут открытия. Что поразительно, эти открытия действительно происходят.

Мир русского романса после почти трех веков своей скитальческой жизни и даже эмиграции, в том числе внутренней, и жизни в подполье чудом уцелел и продолжает жить в наше смутное время. Можно надеяться, что сегодня он после волны 60-70-х годов ХХ века переживает второе рождение и мы являемся свидетелями его второго пришествия. В 60-х годах интерес к романсу поддерживался бурным развитием бардовской песни, поэзией шестидесятников, чьи стихи почти мгновенно становились балладами и романсами, органично вписываясь в русскую культурную традицию. Теперь, все смелее осваивая это огромное пространство, мы открыли для себя запрещенный мир Белой гвардии, русской трагедии ХХ века и русской эмиграции и традиционные духовные песнопения.

Несомненно, первопроходцем и первооткрывателем здесь была прежде всего Жанна Бичевская, чье служение России до сих пор не оценено по достоинству. Те, кто знаком с новыми открытиями в ее творчестве - циклами "Русская Голгофа" и "Верую", - понимают, о чем идет речь: о новом измерении. И потому сегодня особенно ясно понимаешь, что русский романс - это на самом деле не жанр, а целый мир национальной духовной культуры, равный расширяющейся Галактике, где друг с другом неразрывно связаны народная и городская песенные традиции, баллада, авторская песня и духовные песнопения. Очень долго в этой Галактике, открытой и заново воссозданной Бичевской, существовала только она одна, но относительно недавно на этой территории стали появляться и другие "пришельцы". Один из них - московский певец и композитор Александр Данилов.

Художественная и интеллектуальная Москва давно открыла для себя это имя, тем более что пришелец оказался свой - коренной москвич с Пятницкой, родившийся в семье с казачьими корнями, где любили и умели петь. Впрочем, как и в обычном московском дворе его детства, где по сию пору не забыли, как это делается.

Александр Данилов учился в Государственном институте театрального искусства имени Луначарского по специальности "актер музыкального театра" (слава богу, ничего "актерского" в манере Данилова нет), затем окончил Духовную академию, много выступал и гастролировал. Начинал свою музыкальную карьеру, как водится, с бардовских песен, почему и был замечен мэтром Владимиром Берковским: в личном архиве до сих пор бережно хранится листок с нотами "Под музыку Вивальди" с подписью: "Саше Данилову - с уважением, Берковский, 1987 г.".

В мире бардов можно было оставаться до седин - неплохой, в сущности, мир, уже обжитой, не хуже других, к тому же давно освоен не только элитой и бывшей фрондой, но и народом (что всегда ценно). Но тут случилось нечто для посторонних глаз непредвиденное: Александр Данилов неведомо как и неведомо почему совершил прыжок в другую реальность, где романсы, песни и баллады становятся вдруг духовной песней, личной проповедью - без скуки и занудства. Хотя никаких глобальных потрясений он лично не пережил: человек с типичной московской внешностью, у которого внешне все складывалось довольно благополучно.

Прыжок в другую реальность был документально зафиксирован: два года назад вышел первый диск Александра Данилова, который разошелся мгновенно, - и московская публика тут же оценила и высокий профессионализм, и ставшие, не побоюсь этого слова, шедеврами романсы на стихи Бунина, Тютчева, Фета и Балтрушайтиса. Самым поразительным оказалось точное "извлечение" скрытой в стихах музыки - казалось, что ее никто и не писал специально, она просто существовала всегда, сама по себе, только нашелся наконец человек, который смог ее услышать и записать нотами. На первом диске высокая классика органично соседствовала с песнями, балладами и романсами на стихи Вегина, Грушко, Рецептера. Вдруг стало очевидно, что Александр Данилов обладает абсолютным слухом на слово, а мелодии не повторяют друг друга - при общем узнаваемом стиле автора, которому особенно удаются изысканные полутона и тончайшие переходы из одной тональности в другую (в чем "грусти есть невыразимый тон").

В музыкальном творчестве Данилова уже сложились и складываются целые циклы - "волошинский" и др.; их коллективным исследователем и рецензентом является пока тонкий элитный слой - профессора и студенты столичных вузов, дипломаты, ученые, актеры. Хотелось бы - особенно при агрессивных попсовых "зайках" и ихних "мадамах Брошкиных", - чтобы к творчеству Александра Данилова прониклись пониманием родственные души и из других слоев российского общества. Сама атмосфера концертов такова, что "галактика Данилова" постоянно расширяется: сегодня он продолжает работать над "бунинским циклом" (возможно, это будет вообще новый пласт в творчестве Данилова - русская эмигрантская поэзия) и подготовил очередной диск. В него войдут и новые вещи: "Любите живопись, поэты!" на стихи Заболоцкого, романс на стихи Рубцова "В минуты музыки печальной┘", а также романс на стихи Рецептера "Оставь меня на крайний случай┘".

Вопреки всему мы имеем сегодня второе пришествие русского романса - и есть надежда, что он вернется в широкие массы, в народ из подполья, куда загнала его, как редкого зверя из Красной книги, всесильная и наглая попса.

Впрочем, есть своя прелесть и в том, что можно любить русский романс "тайно" и тайно же посещать эту Галактику, ибо необходимо сознавать, что, когда все продано и предано, как писала Ахматова, твоя некоммерческая любовь к этому редкому гостю тоже есть форма существования особо упрямых белковых тел.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
815
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
669
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
689
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
733

Другие новости