0
4894
Газета Стиль жизни Печатная версия

10.09.2013 00:01:00

Мужские приоритеты определяются природой

На протяжении веков в человеческой жизни низменное сталкивается с возвышенным

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров – ответственный редактор «НГ-энергии».

Тэги: оперный фестиваль, мюнхен, рихард вагнер


оперный фестиваль, мюнхен, рихард вагнер Предполагается, что осовремененный костюм легче приближает нынешнего зрителя к главной идее – борьбе низменного и возвышенного в человеке. Фото из театрального проспекта

Конечно, сомнений быть не могло, услышать вагнеровского Тангейзера в самом центре баварской оперной стихии – в национальном оперном театре Мюнхена – во время традиционного летнего оперного фестиваля стоило по многим причинам. С одной стороны, именно в Мюнхене произошел всплеск творческой активности великого германского романтика, каким считается по праву Рихард Вагнер (его талант расцвел благодаря покровительству тогдашнего баварского короля Людвига II, прозванного в народе «сказочным принцем». В творчестве Вагнера он усматривал воплощение своих романтических грез.)
С другой стороны, Тангейзер не ставился на российской сцене с XIX века. Как сообщила мне в фойе театра одна из питерских поклонниц Вагнера, специально прилетевшая на Тангейзера с берегов Невы, в России нет голосов, способных овладеть вокальной техникой этого вагнеровского произведения. Правда,московский музыкальный театр  им.К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко решился  в Год Вагнера поставить  в конце сентября Тангейзера.
Но стоит заметить, что как раз на сцене мюнхенской оперы в этом сезоне поют и многие известные российские таланты. Среди них Дмитрий Хворостовский, Дмитрий Белосельский, одна из лучших меццо-сопрано мира Екатерина Губанова, бас из Барнаула Дмитрий Иващенко, народный артист СССР Анатолий Кочерга, баритон из Мариинки Алексей Марков, народный артист России, бас Владимир Моторин.
Разумеется, спартанская обстановка сцены, выполненная в лучших традициях современной режиссуры, мешала в известной мере восприятию этой чудесной сказки о выборе, с которым столкнулся странствующий рыцарь Тангейзер, или возвышенной любви или удовольствия, воплотившегося в плотском грехе. История Тангейзера – это реальная жизнь реального человека в раннем Средневековье, вошедшая в предание.
Но в те времена возвышенная любовь резко противопоставлялась плотскому греху. Похоти Тангейзер, согласно древнему преданию, предавался в течение семи лет на Венериной горе (кстати, реально существующей в немецкой Тюрингии) в обществе богини Венеры, мечтая при этом о возвышенной рыцарской любви к Элизабет, племяннице его приятеля ландграфа, которую он покинул ради любовных утех с Венерой. Мучимый раздвоением своих чувств, он в конце концов покидает Венеру и в дальнейшем оказывается участником поединка певцов, слагавших гимны дамам сердца. Тангейзер в отличие от других менестрелей, певших о чистой святой любви, не оскверненной греховным помыслом, в присутствии почитаемой им Элизабет воспел плотскую любовь. Она оказалась сильнее духовного начала. В финале оба героя гибнут. Элизабет от крушения своих идеалов. Тангейзер от того, что так и не смог освободиться от потребности в плотском грехе. Но самое главное, что в конце концов он получает прощение от Папы Римского, к которому отправляется отвергнутый после своего гимна Венере и Элизабет другими певцами. Судя по всему, Папа Римский, выступавший в данном случае в качестве представителя Бога и первоначально отказавшийся дать грешнику индульгенцию, понял, что против законов природы пойти невозможно.
Здание Мюнхенской оперы во время фестивалей расцвечивается цветами радуги.	Фото автора
Здание Мюнхенской оперы во время фестивалей расцвечивается цветами радуги.    Фото автора
Конечно, проблема возвышенного и низменного в человеке, и в данном случае в мужчине – это вечная тема. Ведь до нынешних дней дилемма любви греховной и возвышенной остается, как мне кажется, неразрешенной и поэтому служит источником для многочисленных литературных произведений и… человеческих драм.
 Достаточно вспомнить известные произведения Льва Толстого, касающиеся конфликтов, связанных с любовью платонической и сексуальной в душе одного и того же человека (а это, кстати, у писателя только мужчины). Помещик Евгений Иртенев, главный герой повести «Дьявол», не в силах справиться с этим раздвоением и в первом варианте убивает себя, а во втором свою любовницу Степаниду. Как известно, в обоих случаях его сочли временно умалишенным. В обоих вариантах последние фразы, подводящие итог, почти идентичны. «И действительно, если Евгений Иртенев был душевнобольной, то все люди такие же душевнобольные, самые же душевнобольные – это, несомненно, те, которые в других людях видят признаки сумасшествия, которых в себе не видят». Все люди – одинаковы и всем свойственны качества, которыми был наделен Иртенев. Отец Сергий в одноименном произведении спасся от соблазна близости с женщиной, которая откровенно его провоцировала, отрубив себе палец. Физическая боль временно победила раздвоенность чувств монаха.
В дневниках Льва Толстого встречается выражение «чувство оленя». Для Толстого это определение похоти. Толстой усматривал в этом универсальную ситуацию, касающуюся всех мужчин. Он по праву полагал, что это судьба всех мужчин.
У Толстого в рассказе «Дьявол» есть следующие слова. «Вам сказано, – сказал Христос, поминая слова закона Моисея, – не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. V, 27–28). Некоторые склонны интерпретировать их как только то, что, по учению Христа, человек вообще должен стремиться к полному целомудрию. Но в этом случае любовь возвышенная, которая представляет собой любовь к Богу, приходит в полное противоречие с Природой. Ведь если допустить господство полного целомудрия, то род человеческий перестанет существовать.
 Философы, рассуждая на эту тему, справедливо отмечают тот факт, что люди забывают одно весьма существенное обстоятельство. Указание совершенства, к которому должно стремиться, не означает того, что человек должен достигнуть полного совершенства. Человеку ни в чем не дано достигнуть полного совершенства. Назначение человека в приближении к совершенству... Называют одним и тем же словом любовь духовную – любовь к Богу и ближнему, и любовь плотскую мужчины к женщине или женщины к мужчине. Это большая ошибка. Нет ничего общего между этими двумя чувствами. Первое – духовная любовь к Богу и ближнему – есть голос Бога, второе – половая любовь между мужчиной и женщиной – голос животного.
Действительно, вопрос, который поставил Вагнер в Тангейзере, что нужно мужчине: похоть или любовь, по сути дела, остается без ответа. Сам Вагнер отвечал, что загадка неразрешима, потому что мужчине нужно и то, и другое. Так уж устроен мужчина от природы.
Кстати, в наши дни мораль все больше уступает место первичным, или, я бы сказал, первобытным инстинктам в отношениях полов. Социологи Левада-Центра выяснили, что россияне за последние годы стали чуть более свободными от давления общественной морали. Как сообщает Би-би-си, все большее количество жителей страны считают допустимым заниматься сексом без любви, а также выносить с работы имущество компании, которое может пригодиться дома в быту.
Опрос был проведен в 45 регионах страны: участников исследования спрашивали об их отношении к супружеской измене, лжи во спасение, сексу без любви, уклонению от уплаты налогов, переходу улицы в неположенном месте. Левада-Центр проводит такой опрос регулярно с 1992 года.
«Мы хотели посмотреть, как меняются представления о дозволенном и недозволенном, о нравственном и безнравственном», – пояснил bbcrussian.com заместитель директора Левада-Центра Алексей Гражданкин.
«Единственный тренд, который прослеживается на основе этих данных, – это некоторое раскрепощение сексуальной морали», – отметил социолог.
По его словам, разница более чем на 5% в этом опросе говорит о существенном изменении нравов.
Таким образом, серьезно изменилось отношение граждан к сексу без любви.
В 2013 году это считают приемлемым 40% опрошенных, а в 2009 году такого мнения придерживались лишь 32%. Нормальным считают секс до заключения брака 58% респондентов. В 2009 году так думали на 5% меньше человек. Примерно равное количество людей в разные годы выступало против супружеской измены – около 50%.    

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мюнхенский бал Ангелы Меркель

Мюнхенский бал Ангелы Меркель

Андрей Кортунов

У России нет более значимого партнера на Западе, чем Германия

0
8074
Деградация "мюнхенского формата"

Деградация "мюнхенского формата"

Алексей Фененко

Почему конференция по безопасности превратилась в обмен монологами

0
2683
Берлин и Вашингтон пошли разными дорогами

Берлин и Вашингтон пошли разными дорогами

Олег Никифоров

Торговые противоречия США и Германии всплыли в Мюнхене

0
3440
РФ, Ирак и Турция намерены  зачистить Идлиб

РФ, Ирак и Турция намерены зачистить Идлиб

Владимир Мухин

После вывода войск США из Сирии в зоне нефтяных полей останутся их союзники по коалиции

0
2460

Другие новости

Загрузка...
24smi.org