0
2542
Газета Стиль жизни Печатная версия

26.09.2018 16:06:00

Поезд из одного вагона

По Пиренеям вслед за Ганнибалом

Андрей Юрков

Об авторе: Андрей Львович Юрков – прозаик, ученый-химик, горный турист, горный спасатель.

Тэги: испания, горы, пиренеи, маршруты, история, приключения


испания, горы, пиренеи, маршруты, история, приключения Перевал Брешь Роланда - не реального графа, племянника Карла Великого, а мифического волшебника, ударом меча пробившего проход в хребте Пиренеев. Фото автора

Временами Муза Дальних Странствий начинает подталкивать и намекать: «Что-то ты, парень, засиделся на месте!» Это одна присказка.

Вторая присказка – известный путешественник-полярник Амудсен любил говорить, что любое приключение на маршруте – это результат плохой подготовки. Но в моем путешествии получилось не так.

Я отправился в испанские Пиренеи.

Потому, что на Кавказе я был больше двадцати раз, больше десяти – на Памире, раз шесть-семь на Тянь-Шане, был на Алтае, по нескольку раз бывал в Саянах, в Альпах. А вот в Пиренеях не был.

А еще потому, что в испанских Пиренеях в большинстве мест разрешается на ночь ставить палатку. С французской стороны – не всюду.

Наконец, еще одна причина – через естественную границу между Испанией и Францией во все времена пытались пробраться те, кому было надо чуть больше других. Это и Ганнибал, который шел покорять Рим, это Карл Великий, который шел покорять сарацинскую Испанию, это и Наполеон, который шел покорять уже христианскую Испанию. Это и контрабандисты, которые никого покорять не хотели, а просто хотели заработать (рисковым, правда, способом). Вот захотелось по тропам контрабандистов погулять и мне!

С испанской стороны Пиренеев проходит маршрут – горная тропа GR-11, с французской стороны – горная тропа GR-10, а еще есть маршрут GRP – высокий путь по Пиренеям, он технически более сложный, там нужен ледоруб, а временами и веревка. Этот маршрут идет то по Испании, то по Франции, а временами просто по главному хребту Пиренеев, являющемуся границей.

И испанская тропа, и французская, и тропа по высоким Пиренеям идут от Атлантики до Средиземного моря. Всюду чуть больше восьмисот километров. А хочешь, можно идти от Средиземного моря до Атлантического океана.

Я решил начать с деревни Канданчу (рядом городок Канфранк), находящейся на границе не только Испании и Франции, но и на границе бывших королевств Наварра и Арагон.

Началось с того, что на вокзале Сарагосы то ли шесть, то ли семь путей и перронов, а перрон поменяли за две минуты до отправления. Прямо как у нас в 80-х. Бегу с рюкзаком по надземным переходам. Успеваю.

Вижу – стоит поезд из одного вагона. Но главное, что он есть. Контингент в этом поезде из одного вагона был уже наш – половина с рюкзаками, велосипедами и пр. Было много французских скаутов, мальчиков и девочек 14–16 лет, отправляющихся в спортивный лагерь в предгорьях Пиренеев. Бросился в глаза явно немало ходивший в горах паренек лет 30. Он чех, собирался идти по Высокому Пиренейскому пути. В одиночку. Не сказать, что экстремал, но человек, отчасти привыкший рисковать. Все-таки одному на ледники… У него и веревка была.

Ладно, поезд из одного вагона, хоть с опозданием, тронулся. Едем навстречу приключениям. Скауты поют и веселятся.

16-1-2-t.jpg
Семейство сусликов-мармотов обитает всего
в двух метрах от хижины путешественников.
Фото автора

Но приключения начались раньше, чем все мы попали в горы. Минут через 40 в вагоне появился дымок. Никто еще не обращал внимания. Потом дымок стал гуще. Скауты прекратили шутить. Уже не дымок, а дым!

Еще через две минуты стало ясно, что наш поезд из одного вагона едет и горит. От дыма уже тяжело дышать. Наиболее красивые девочки-скауты воют и рыдают, менее красивые пытаются из платков сделать маски против дыма. Побежали ломиться в кабину машиниста. Визги, паника. Относительное спокойствие сохраняет чех. Я прикидываю, какое окно выбивать и чем.

Машинист остановил поезд. Прибежал кондуктор и схватил огнетушитель. Огнетушитель не сработал. Слава богу, сработало аварийное открытие двери. Выгрузились в чистое поле. Тут началась гроза.

Далее картина. Посередь Испании в чистом поле стоит поезд из одного вагона и дымится, вокруг блещут молнии, грохочет гром и воют девочки-скауты.

Кондуктор продолжил проявлять активность, и с третьей попытки огнетушитель в его руках заработал. Вначале дыму от этого только прибавилось, но потом вроде все потухло. К тому моменту кончилась и гроза.

Все полезли обратно в вагон. Кондуктор с машинистом стали совещаться. Типа: «Так поедем (ну ведь потухло же) или ну его на фиг?» Есть все же что-то родственное между испанскими и русскими душами!

Решили, что «ну его на фиг», связались с кем-то, и через 40 минут к нам подъехал еще один такой же поезд, который дотолкал нас до маленького городка. Пока нас толкали к этому городку, пришедшие в себя скауты на мобильнике поставили мелодию I will survive и пустились в пляс. Плясали и парни, и девчонки.

Воскресенье, вечер. Нас притолкали к какому-то городку. Объяснили, что за нами послали автобус.

Пока ждали, чех пошел общаться с местным населением. Рассказывал он проникновенно, и местные жители поняли, что чеху надо снять стресс, и побежали искать хозяина супермаркета. Нашли. Хозяин супермаркета открыл в воскресенье вечером магазин, и чех затоварился пивом. Он взял и на мою долю. Есть все же родство между испанскими и славянскими душами!

Не успели мы отметить второе рождение, как приехал автобус. И мы опять поехали в горы. Прибыли ночью в городок. Мы с чехом решили не искать ночлега в городке, а три километра пройти до тропы. К полуночи мы пришли к тропе и нашли пустую хижину для путешественников. В ней и заночевали. А утром пожали друг другу руки и разошлись по нашим маршрутам.

Чех пошел по высокому пути, а я – вдоль испанской стороны Пиренеев с запада на восток, пересекая боковые хребты.

Мне Пиренеи напомнили Саяны. Тоже относительно невысокие горы с узкими ущельями и большим количеством каньонов. Если говорить про военные действия, то характер рельефа таков: лучше мест для ловушек для противника не придумаешь. В сущности, именно в Пиренеях (в Стране Басков с испанской стороны) находится Ронсельванское ущелье, в котором погиб ближайший сподвижник и племянник Карла Великого бретонский граф Роланд. Мавры его отрезали от основных сил в узком ущелье, после чего последовала героическая гибель, воспетая в одной из самых известных и значительных героических старофранцузских поэм.

Что за народ в Пиренеях? В основном испанцы, но много французов. Встречаются голландцы, немцы, датчане. Французов много, потому что Франция рядом, и тут очень много троп через перевалы главного хребта во Францию, в национальный парк Гаверни, который тоже очень красив.

Что за народ в Пиренеях? Это альпинисты, велосипедисты, тощие скайраннеры и просто путешественники, идущие по тропам Пиренеев. Некоторые ухитряются взять большой отпуск и идут по всему пути от Атлантики до Средиземного моря. Такое путешествие занимает около 55 дней. Некоторые, наоборот, идут от Средиземного моря до Атлантического океана.

У меня было 12 ходовых дней (я шел по высокой части Пиренеев), около 180 километров плюс радиальный выход на перевал Брешь Роланда, итого 9 перевалов от 2000 до 2750 метров. Три раза ночевал в обслуживаемых приютах, три раза – в палатке в кемпингах, остальные разы – в палатке на маршруте.

В Пиренеях много живности, в зоне лугов постоянно пересвистываются суслики, я несколько раз встречал горных козлов (и в зоне лугов, и на леднике). Пасутся коровы, у каждой колокольчик, поэтому, когда подходишь к жилью, обычно идешь под приятный, весьма мелодичный, далеко разносящийся по ущельям звон. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Востребованные знания

Востребованные знания

Владимир Петросян

По поводу статьи А. Платонова «Невостребованные знания. Что такое история военно-морского искусства»

0
621
Мир кажется игрушкой заводной

Мир кажется игрушкой заводной

Андрей Щербак-Жуков

Трагизм и ирония: подведение поэтических итогов

0
735
На пути из прошлого в будущее

На пути из прошлого в будущее

Андрей Бородин

Сборник рассказов и стихов с гагаринским названием

0
713
Авиация, созданная в «шараге»

Авиация, созданная в «шараге»

Андрей Морозов

Как академик Андрей Туполев и его коллеги сделали СССР великой крылатой державой

0
917

Другие новости

Загрузка...
24smi.org