0
2024
Газета Стиль жизни Печатная версия

19.09.2019 16:42:00

"Музыка для глаз" и открытия реставраторов

Усадьба "Архангельское": на перекрестке времен, культур и судеб

Тэги: усадьба архангельское, реставрация


205-8-02_a.jpg
Цвет, свет и фактуры усадьбы «Архангельское».
Музею-усадьбе «Архангельское» 100 лет. Он встречает солнцем, кружащей листвой, дурманящими запахами осенних цветов-медоносов и, конечно, красотой.

Все – от мельчайших деталей грядки с цветами и травами возле Чайного домика, в котором ранее располагалась библиотека, липовой аллеи-берсо, копий античных скульптур, на самом деле так же бесценных, как и оригиналы, до масштабных полотен венецианского художника XVIII века Джованни Баттисты Тьеполо в одном из залов Дворца, как и сам Дворец, – поражает.

Усадьба постепенно возвращает свой первозданный вид усилиями без преувеличения нескольких сотен людей. И сотрудники музея, высококлассные специалисты, готовы бесконечно долго и завораживающе рассказывать о том, что и как было отреставрировано, а что предстоит восстановить в ближайшее время.

Они с радостью, как бы между делом, делятся личными большими и маленькими открытиями, случившимися в ходе реставрации и изучения экспонатов. И каждое из этих открытий, на взгляд обычного человека, вполне может стать темой для полноценного исследования.

Любопытно, что вопросы или удивление у реставраторов могут возникнуть даже относительно самых, казалось бы, изученных объектов. Например, как напоминают сотрудники музея, во время реставрации начала 2000 годов был вскрыт фундамент Дворца, и там вдруг нашли закладную доску еще голицынского времени на русском и латинском языках. Она гласит, что Дворец был заложен в лето 33-е от рождения владельца Николая Алексеевича Голицына, то есть в 1784 году. Как поясняют в музее, это большая редкость, чтобы в усадьбах находили нечто подобное, «событие чрезвычайной важности». «Предмет для изучения? Конечно!»

Другой пример. Месяцесловы использовались еще и как своего рода ежедневники, в которые их владельцы вносили краткие записи о семейных событиях. Сохранились записи, внесенные рукой князя Николая Юсупова-старшего, позволяющие заглянуть в глубь истории, узнать о хронологии его путешествий, особенностях быта: «24 октября – приехал в Архангельское… 5 ноября – за лошадей дано 150 рублей…»

205-8-03_b2.jpg
Каждая деталь здесь может стать поводом
для вдохновения – творческого либо
исследовательского. Фото автора
К слову, если кого-то заинтересует уникальное книжное собрание князя Юсюпова, то с ним можно ознакомиться в Ивановском зале Российской государственной библиотеки – в рамках выставки «Время собирать»: инкунабулы, палеотипы, «Освобожденный Иерусалим» Тассо с рисунками крепостных Юсупова и многое другое.

Еще пример, когда у реставраторов вопросов больше, чем ответов, – наиболее позднее по времени создания сооружение – Храм-усыпальница (Колоннада). Он был восстановлен именно в том виде, в каком существовал при Юсуповых. А ведь тогда храм на самом деле не был достроен, хотя по чертежам в нем предполагался иконостас. 

«Почему это не построено, мы достоверно не знаем», – поясняют сотрудники музея. Хотя, конечно, логичный ответ: сказался ветер исторических перемен. Почему по проекту там же, где алтарная часть, предполагались еще и окна, почему солея изначально не закруглена, а выглядит как обычная лестница? «Это все равно какая-то эклектика, какой-то модерн, определенное сочетание стилей. Поэтому было решено восстановить именно в том виде, в каком это было при владельцах, – поясняют сотрудники. – А если бы сделали, например, иконостас, то это был бы уже новодел. Зачем?» Историческая ценность, наоборот, снизилась бы.

Только за последние четыре года (с 2016-го) отреставрировано более 20 зданий и сооружений, 137 парковых скульптур, свыше 150 предметов музейного фонда... И все это было сделано в основном силами реставрационной службы музея-усадьбы. Но не остались равнодушны к судьбе «Русского Версаля» и итальянцы, которые, как рассказала директор Итальянского института культуры в Москве Луиджина Педди, при необходимости помогали консультациями.

Италия в «Архангельском» действительно ближе, чем кажется. Террасы, возведенные на холме, на котором стоит Дворец, подобны тем, что устраивали в итальянских садах XVI века, – как сейчас бы сказали, это был «проект» итальянского архитектора Джакомо Тромбаро (конец XVIII века). Коллекция мраморной парковой скульптуры тоже в основном была выполнена итальянскими мастерами.

Особого упоминания заслуживает театр, который в начале XIX века создал по заказу князя Николая Юсупова-старшего итальянский художник Пьетро ди Готтардо Гонзага. Это один из немногих существующих в мире деревянных старинных театров, не затронутых реконструкциями. В музее-усадьбе особо упоминают о подлинных декорациях Гонзаги, не сохранившихся больше ни в одном из европейских театров.

Основным представлением в таком театре была не игра актеров, а смена под музыку или даже без нее разных по настроению декораций. Театральный живописец выступал в роли и драматурга, и композитора, и балетмейстера. Такие «спектакли декораций», которые сам Гонзага называл «музыкой для глаз», были известны в Западной Европе в XVII–XVIII веках. И велик соблазн назвать их предтечей кинематографа.

Музыкой и для глаз, и для души можно назвать всю усадьбу «Архангельское». Возвращаясь к теме итальянского влияния – уже третий год подряд здесь проходит камерный фестиваль итальянской культуры Тьеполо-fest (названный так в честь художника Тьеполо). Несмотря на, скажем так, живописный повод, его основной акцент тоже музыкальный: усадьбу посетила итальянская группа музыкантов («Oziosi» – в переводе с итальянского «Праздные»), исполняющих старинную музыку и выбравших для этого инструменты времен Тьеполо.

На следующий год планы иные – привезти итальянскую джазовую музыку, «чтобы была открытость к будущему». «У Тьеполо взгляд выходил за пределы холста, у него был продленный взгляд. И это соответствует духу фестиваля: не закрываться в славном прошлом, а быть открытыми к будущему, но находясь в рамках традиции», – пояснила Луиджина Педди.

Усадьба «Архангельское» и сама находится на пересечении времен, культур, судеб как ее создателей, владельцев, так и тех людей, которые решили впоследствии посвятить часть своей жизни ее изучению и восстановлению. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сбербанк инвестирует в человеческий капитал

Сбербанк инвестирует в человеческий капитал

Сергей Никаноров

1
8983
Закон о реставрации собора Парижской Богоматери столкнулся с критикой

Закон о реставрации собора Парижской Богоматери столкнулся с критикой

Милена Фаустова

Нотр-Дам де Макрон

0
1512
Нынешняя реставрация "Ивана Грозного..." кроме новых проблем должна решить те, что появились после реставрации 1913 года

Нынешняя реставрация "Ивана Грозного..." кроме новых проблем должна решить те, что появились после реставрации 1913 года

Дарья Курдюкова

В Третьяковской галерее рассказали о ходе работ, связанных с подвергшимся вандализму полотном Репина

0
1222

Другие новости

Загрузка...
24smi.org