0
5040
Газета В мире Интернет-версия

18.07.2014 00:01:00

Тепло и холод Тихого океана

Юрий Тавровский

Об авторе: Юрий Вадимович Тавровский – востоковед.

Тэги: китай, япония, южная корея


китай, япония, южная корея На фото вице-премьер КНР, член Политбюро ЦК КПК Лю Яньдун. Фото Reuters

Климат Тихого океана определяют мощные течения – семь теплых и три холодных. В омывающих Китай, Японию и Россию морях борются теплое течение Куросио и холодное Курильское. Подобно противостоянию течений, складывается и политическая обстановка в Северо-Восточной Азии, где верх берут то силы конфронтации, то тенденции примирения.

Недавно в Пекине впервые с начала правления премьера Синдзо Абэ в декабре 2012 года с официальным визитом побывал член его кабинета – министр транспорта Акихиро Ота. Его принимала вице-премьер КНР, член Политбюро ЦК КПК Лю Яньдун, которая отметила необходимость расширить культурные обмены и туризм ради улучшения эмоциональной ситуации в отношениях Китая и Японии. На фоне сообщений о все новых конфликтных ситуациях в районе островов Дяоюйдао/Сенкаку встреча такого уровня выглядит чуть ли не сенсацией. Однако грозные волны на поверхности Восточно-Китайского моря просто заметнее, чем мощные пласты подводных теплых течений между Поднебесной и Страной восходящего солнца.

Характерно, что за пару дней до приезда в Пекин японского министра агентство «Синьхуа» разместило сообщение: «Побережье города Циндао в провинции Шаньдун, в прямой видимости от которого находятся Японские острова, было избрано для создания девятой по счету в Китае новой зоны экономического развития национального значения. Это создает новые возможности для развития охладившихся торгово-экономических связей между Китаем и Японией». Таким образом, отмечало агентство, сделан серьезный шаг для выправления кризисной ситуации в двусторонней торговле – объем китайско-японской торговли уменьшился с 340 млрд долл. в 2011 году до 313 млрд долл. в 2013-м.

Становятся известны и другие попытки влиятельных кругов Пекина и Токио сойти с курса «острием против острия». Так, Японию посетил Ху Дэпин, сын бывшего главы Компартии Китая Ху Яобана и, по некоторым данным, деятель из близкого окружения нынешнего китайского лидера Си Цзиньпина. Он встречался с генеральным секретарем кабинета министров Ёсихидэ Сугой, министром иностранных дел Фумио Кисидой, бывшими премьерами Ясуо Фукудой и Ёхэем Коно, а также неформально побеседовал с премьером Абэ. Мэры Пекина и Токио встречались в китайской столице, чтобы в рамках подготовки к Олимпийским играм в Японии в 2020 году обсудить опыт пекинских Игр 2008 года.

Кроме того, по сообщениям токийских источников, состоялась встреча «ветеранов японской политики» с представителем канцелярии председателя Си Цзиньпина, в ходе которой обсуждалась вероятность его беседы с премьером Абэ во время саммита АТЭС в Пекине в ноябре нынешнего года и даже ее содержание. Наконец, в Нагасаки состоялось заседание Нового комитета японо-китайской дружбы. Бывший министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань хотя и пожурил японские власти за их позицию по спорным островам, но назвал нынешние трудности временными.

За словами последовали дела. Японский «Ниссан» и китайский «Дунфэн» объявили о запуске отложенного из-за трудностей последних месяцев проекта строительства автозавода в Даляне, который будет выпускать машины «Инфинити». Есть немало других официальных и неофициальных сообщений о конференциях, симпозиумах или «случайных встречах на ужине» между китайскими и японскими деловыми людьми, влиятельными политиками второго плана.

«Ставки высоки как никогда, – рассказывал мне весной в Токио один куромакку, теневой деятель в области японо-китайских отношений. – Оплошность какого-нибудь молоденького командира сторожевого катера может перевести игру самолюбий нескольких политических деятелей на уровень настоящей войны. Это сорвет реализацию плана новой финансово-экономической структуры с участием Японии, Китая, Кореи и желательно России. Большие деньги не могут допустить такого развития событий».

Грандиозный план новой структуры предусматривает создание зоны свободной торговли с участием Китая, Японии и Южной Кореи. Переговоры о ней длятся с 2012 года. Сначала они наталкивались на проблемы в политических отношениях Токио и Сеула, сейчас больше трудностей в отношениях Северной и Восточной столиц (так переводятся названия Пекина и Токио). Но, несмотря на всю мощь холодных течений, 13 мая три страны смогли подписать документ, регулирующий потоки капиталовложений в рамках будущей зоны, что увеличило шансы на заключение всего пакета документов еще до конца года.

Речь действительно идет о больших деньгах. Режим зоны свободной торговли способен дать серьезный прирост и без того впечатляющим объемам торговли в треугольнике Пекин–Токио–Сеул. По данным доклада ВТО за 2013 год, КНР является крупнейшим торговым партнером Японии. Объем двусторонней торговли превысил в 2012 году 332 млрд долл. Японо-южнокорейская торговля оценивается в 103 млрд, китайско-южнокорейская – в 257 млрд. Япония и Южная Корея стали третьим и четвертым торговыми партнерами Китая, пропустив вперед только США и ЕС. Но, пожалуй, самое главное в переговорах о зоне свободной торговли состоит в том, что партнеры намерены вести расчеты в национальных валютах, а не в долларах.

Вот тут-то и начинает ощущаться влияние холодного течения, пусть даже не знаменитого Калифорнийского холодного, но определенно американского. Перспектива возникновения торгового блока из числа важнейших партнеров США, да еще игнорирующих доллар, серьезно беспокоит владельцев «Корпорации Америка». Ради повышения конкурентоспособности и поддержки своей денежной единицы США добиваются создания Трансатлантического и Транстихоокеанского торговых пактов. Сомнения в целесообразности присоединения к этим структурам характерны даже для ближайших союзников США, включая Токио. Одним из средств воздействия на сомневающихся становится поощрение тех сил в Японии, которые наращивают военно-политическую напряженность с Китаем, действуя вопреки экономическим интересам своей державы. Жупел «китайской угрозы» обрекает Японию на зависимость от американской «защиты», которая, понятно, не может быть бесплатной.

Исход противоборства холодных и теплых течений в бассейне Тихого океана небезразличен России не только по геостратегическим соображениям. Создание Евразийского экономического союза, перенос центра тяжести развития страны на Русский Восток, новый этап политического и экономического взаимодействия с Китаем делают нас естественным партнером, если не потенциальным участником зоны свободной торговли Китай – Япония – Южная Корея. Показатели торговли с нашими дальневосточными соседями пока не столь впечатляющи, как цифры их торговых балансов. В 2012 году наш товарооборот с Китаем составил 88 млрд долл., с Японией – 31,2 млрд, а с Южной Кореей – 22,5 млрд. Однако сторонники подключения России к трехсторонней зоне свободной торговли указывают на ее ценность как самостоятельного интеграционного центра, на ее обширный и все еще неудовлетворенный рынок.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
364
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
338
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
517
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
316

Другие новости