0
20599
Газета Воины и Армии Интернет-версия

04.06.2015 00:01:00

Сенатор Маккейн применил санкции и против США

Тэги: пентагон, ракетный двигатель, атлас, джон маккейн, закупки, санкции, космос, украинский кризис


пентагон, ракетный двигатель, атлас, джон маккейн, закупки, санкции, космос, украинский кризис Фото Reuters

Вчера глава Центра космических и ракетных систем ВВС США двухзвездный генерал Самуэль Гривз объявил конкурс на создание нового американского ракетного двигателя, который должен заменить российский двигатель РД-180, используемый на носителе «Атлас-5», и сообщил, что Пентагон выделяет на эти цели 160 млн долл. К такому решению американское военное ведомство подтолкнула поправка Джона Маккейна, устанавливающая запрет на закупки и использование ракетных двигателей производства НПО «Энергомаш» из подмосковных Химок.

Сыр-бор разгорелся после известных событий в Украине. Поначалу американцы, которые с помощью РД-180 забрасывали своими «Атласами» на околоземную орбиту не только мирные космические грузы, но и спутники-шпионы, планировали втихаря проигнорировать санкции. Но отвязаться от Маккейна, затаившего злобу на все русское еще со времен войны во Вьетнаме, просто так не удалось. В результате было принято соломоново решение: вместо того чтобы моментально расторгнуть контракт с НПО «Энергомаш», а уже поставленные двигатели утилизировать, на что, видимо, и рассчитывал неугомонный сенатор, Пентагону разрешили использовать РД-180 даже после 2019 года – но только те, которые были приобретены до воссоединения Крыма с Россией. Это на всякий случай, если свой двигатель аналогичного класса создать к намеченному сроку не получится.

Иначе говоря, Америка, которая на почве жестких антироссийских санкций энергично выкручивала руки Европе, сама поступила в высшей степени прагматично: санкции отдельно, меркантильный интерес отдельно. Более того, позднее Пентагон попросил Конгресс пролонгировать разрешение на использование РД-180 аж до 2022 года, поскольку введенные ограничения, как считают в ракетном консорциуме ULA (United Launch Alliance LLC – совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing), могут угрожать национальной безопасности страны.

И это далеко не беспочвенные опасения. Во-первых, неизвестно, когда у американских ракетостроителей появится собственный двигатель для «Атласа», а летать надо постоянно – хотя бы для того, чтобы поддерживать свою космическую группировку. Во-вторых, совсем не факт, что этот двигатель сразу же будет лучше, чем РД-180, или равным ему. Напомним, что на создание РД-180 были потрачены годы и титанические усилия конструкторского бюро НПО «Энергомаш», которое, по мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, остается «лучшим в мире по жидкостным ракетным двигателям».

И еще примечательная деталь. В то время, когда сенатор Маккейн проталкивал свою поправку через конгресс, американская корпорация Orbital Sciences заключила контракт с НПО «Энергомаш» на поставку ракетных двигателей РД-181, которые, начиная уже с 2015 года, предполагалось использовать на первой ступени ракеты-носителя Antares. Заявленная сумма контракта – 1 млрд долл. Но поскольку политический фон был не из лучших, на всякий случай Orbital не стала объявлять, с кем именно она вступила в производственно-коммерческие отношения, хотя это не тайна даже для секретарей на Капитолийском холме. Тем не менее никто на рожон с РД-181 лезть не стал…

А вот заокеанская судьба РД-180, похоже, действительно не складывается. Среди основных претендентов на разработку собственного американского ракетного двигателя называют консорциум ULA, компанию Blue Origin, корпорацию Aerojet Rocketdyne Holdings Inc., а также компанию SpaceX. Проект предполагается осуществить по принципу частно-государственного партнерства, причем треть его стоимости победитель тендера покроет из собственных средств. Итоги конкурса подведут уже в сентябре.

Не приходится сомневаться, что такая мощная космическая держава, как США, рано или поздно справится с поставленной задачей, но, как уже отмечалось, на это уйдут время и многие миллиарды, а дешевым клон РД-180 быть не обещает. К тому же американцы уже пытались на основе советского двигателя НК-33 (разработан конструктором Николаем Кузнецовым в начале 70-х под лунную программу) сделать свой двигатель для Antares, получивший индекс AJ-26. Однако дело закончилось взрывом на стартовом столе, после чего, собственно, и активизировались «засекреченные» от Джона Маккейна переговоры о поставках РД-181.

Чтобы максимально минимизировать последствия санкций в космосе, направленных против России, но бумерангом ударивших также по американским интересам, в США подчеркивают, что, дескать, и РД-180, и РД-181 не будут использоваться в военных программах. Но так не бывает, считают в российском Минобороны – кто сможет проверить, чем начинят очередной «Атлас»? – и настаивают на полном прекращении сотрудничества с Америкой в области ракетостроения.

Военных, которые в первую очередь отвечают за безопасность, можно понять: зачем предоставлять вероятному противнику средства доставки на орбиту спутников, которые потом будут за тобой же следить или, если потребуется, выдавать целеуказания? А вот у Роскосмоса несколько другие взгляды на совместную космическую перспективу. Дело в том, что производство ракетных двигателей РД-191 для «Ангары» (перспективные российские ракеты-носители легкого и тяжелого класса. – «НГ») стало возможно только благодаря средствам от продажи американцам РД-180. Утешает только то, что в истории с РД-180 сенатор Джон Маккейн одинаково дорого обходится не только России, но и Америке.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
690
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1168
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
856
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
448

Другие новости