Беспилотники теперь используются не только для разведки и нанесения ударов, но и как средство противовоздушной обороны. Фото Reuters
Сообщения СМИ об обещаниях президента США Дональда Трампа поддержать Украину дальнобойным оружием и решительная риторика европейских стран могут свидетельствовать о нежелании Запада завершить украинский конфликт. При поддержке западных союзников Киев демонстрирует стремление к продолжению боевых действий, усиливает удары в глубину РФ и по приграничным районам и проводит реформу своих вооруженных сил (ВСУ). При этом в ВСУ признают сложную обстановку на фронте, где Россия продолжает владеть инициативой и активно наступать на ряде направлений.
По официальным сообщениям российского Минобороны, под контроль РФ за неделю перешли населенные пункты Юнаковка, Переездное, Березовое и Калиновское.
А в ночь на 28 сентября Россия нанесла массированный удар по предприятиям военно-промышленного комплекса Украины, используемым в интересах ВСУ, а также инфраструктуре военных аэродромов. По сообщениям СМИ со ссылками на украинские данные, зафиксировано 643 средства воздушного нападения, в том числе удар двух реактивных беспилотников типа «Бандероль», аэробаллистических ракет Х-47М2 «Кинжал», 38 крылатых ракет Х-101 и восьми крылатых ракет «Калибр» из акватории Черного моря. Цели ударов в Москве считают достигнутыми.
Опубликованная 25 сентября Минобороны РФ карта и статистика освобожденных территорий свидетельствуют о серьезных наступательных достижениях российских войск. В этом году под полный контроль РФ перешли 205 населенных пунктов. При этом более 70% освобожденных территорий пришлось на Донбасс, где сосредоточено направление главного удара российских войск. По оценкам главкома ВСУ Александра Сырского, ВС РФ продолжают наступать на основных направлениях, в частности покровском и добропольском. «Напряженная ситуация сохраняется также на лиманском и новопавловском направлениях. На других направлениях ситуация характеризуется боевыми действиями низкой интенсивности», – добавил он.
Но по оценкам экспертов, украинский фронт не сыпется и у ВСУ благодаря западной помощи есть резервы. Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Киев продолжит военные действия. «Украина будет использовать предоставленное США дальнобойное оружие для ударов по военным объектам и энергетике России», – сообщил он. Хотя официально нет информации о том, что сейчас Вашингтон такое оружие предоставил.
Кроме того, идет реформирование украинской армии. В США Зеленский сообщил о предстоящем создании Штурмовых войск (ШВ). Сырский рассказал, что 33-й и 225-й штурмовые батальоны ВСУ показали свою эффективность более года назад, когда украинские подразделения ударили в Курской области. По мнению главкома, «на покровском направлении очень эффективно показал себя 425-й штурмовой батальон». Было принято решение масштабировать такие подразделения. «Мы имеем уже несколько штурмовых полков, ряд отдельных батальонов, которые подтверждают свою эффективность буквально на всех участках фронта», – отметил главком ВСУ.
Согласно открытой информации, в составе ШВ ВСУ сформировано пять штурмовых полков и 15 отдельных штурмовых батальонов. Они подчиняются главкому и находятся под постоянным контролем Генерального штаба ВСУ. Сырский рассказал про их отличие от Десантно-штурмовых войск (ДШВ). По его словам, «ДШВ оснащены наиболее современной техникой, вооружением» и показывают свою «высокую устойчивость»: «У них определены свои полосы обороны, и они способны проводить активные наступательные действия в течение длительного времени. Тогда как штурмовые части – это подразделения быстрого реагирования». Сырский отмечает, что главная их черта – мобильность. «Штурмовые подразделения становятся одним из ключевых элементов повышения наступательного потенциала, что обеспечит адаптацию к современным вызовам войны. Они также оснащены всем современным вооружением. В то же время им не назначаются какие-то постоянные участки, классические полосы ведения обороны или наступления. Они действуют там, где тяжелее всего», – пояснил он. По планам Киева, ШВ предназначены для быстрых контратак в обороне и готовятся на прорыв при более масштабном наступлении. Сообщалось, что в каждом полку ШВ имеется мотоциклетная рота, а действия штурмующих подразделений поддерживают разведывательные и ударные дроны.
Сырский рассказал и о том, что Украина сейчас находится в процессе создания нового рода войск в составе Воздушных сил – беспилотных систем противовоздушной обороны (БС ПВО). Имеются в виду дроны-перехватчики отечественного и иностранного производства – они якобы «уничтожают беспилотники противника с высокой эффективностью – 70% и более». «Поэтому создаются и наращиваются подразделения, оснащенные этими дронами-перехватчиками, и командование, которое будет заниматься именно этими дронами. Мы уже их применяем, увеличиваем количество радиолокационных станций, наращиваем численность, проводим подготовку персонала. Этот процесс в разгаре, если можно так сказать», – сказал Сырский. По его словам, Украина планирует применять 1000 дронов-перехватчиков в сутки.
По словам Сырского, якобы успешно работает программа DeepStrike, в рамках которой Киев пытается поражать цели в глубине РФ. Сенатор от Запорожской области Дмитрий Рогозин, командующий сейчас в зоне специальной военной операции центром спецназначения «БАРС-Сармат», ответил, что нейтрализация программы DeepStrike – важнейшая задача. «Справиться с ней силами лишь классической ПВО сложно, так как при концентрируемом ударе по отдельным объектам у позиций ПВО может просто физически не хватить запаса зенитных средств перехвата», – отметил он. Выходом может быть включение в единый контур ПВО радиолокационных станций «для обнаружения воздушных целей в так называемых слепых зонах и их уничтожения дронами-перехватчиками» – то есть, видимо, как это хотят сейчас делать ВСУ. Рогозин также считает возможным включение в единый контур ПВО «экипажей легкомоторной авиации со стрелками на борту, мобильных и стационарных огневых групп, оснащенных автоматическим стрелковым вооружением с качественной оптикой, системой захвата и т.п.». Либо оснащение этих экипажей роторными крупнокалиберными пулеметами «для создания высокой плотности огня». «Просто надо принимать решения», – отмечает Рогозин.
Аналогично оценивает действия и планы ВСУ военный эксперт генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев. «Создание в составе ВСУ соединений и частей ШВ и БС ПВО – это признак того, что Киев готовится к долгим боевым действиям, усилению воздушной защиты военных и стратегических объектов от ударов и, вполне вероятно – к продолжению дальнобойных ударов по РФ и масштабному наступлению. Необходимо системно противодействовать этому», – подчеркнул генерал.