0
1902
Газета Накануне Интернет-версия

28.05.2009 00:00:00

Сад наслаждений

Тэги: павлов, роман


павлов, роман Наслаждение и кошмар стоят близко...
Иероним Босх. Сад наслаждений. Триптих. 1500–1505. Музей Прадо, Мадрид.

В этом году должен выйти в свет новый роман букеровского лауреата Олега Павлова. Автор «Казенной сказки», «Степной книги», пришедший в литературу в начале девяностых и таинственно исчезнувший, так что никто и ничего о нем не знал, молчал долгих пять лет. И теперь еще о многом молчит, отказываясь сообщать даже название своего романа. Так и пишет: «Название романа я не открываю, потому что оно возникнуть должно и может лишь на обложке самой книги».

Двое уродцев беспризорных – сука и кобель – подловили друг дружку. Казалось, собаки срослись. Похожее на мутанта существо родилось прямо на людной московской улице, пугая прохожих, потому что, наверное, с первых же минут ужасно страдало... Так они были беспомощны и напуганы, почуяв какую-то смертельную свою связь, пойманные собою же и непостижимо для себя – но не обездвиженные совсем, в испуге шарахаясь от людей, изворачиваясь, начиная истошно лаять, почти визжать, раздирая себя по-живому. Пока не устрашила боль. Измученные, стояли в раскорячку, не двигались: задыхались, тряслись... И когда обрели вдруг свободу, отцепились, сил хватило даже не разбежаться – отбежать. Там же, в уличной сутолоке, нашлись сочувствующие. Но жалели глупую сучку – и всерьез осуждали несчастного пса, хоть мучился, поскуливал и зализывал багровое, что свисало то ли как пуповина, то ли вылезшей наружу кишкой.

Эту вроде бы отвратительную мгновенную сценку – попавшее на глаза – он почему-то вспомнит... Очень скоро – и, наверное, поэтому с усмешкой: дожидаясь приема у врача. И за нее цеплялось такое же, болезненное и потом отвратительное, как если бы сама реальность вдруг что-то явила, подав бессмысленный знак. Гонорея в двадцать лет. И то, что доставшейся женщиной оказалась заразная сучка, подарившая себя на одну ночь вместе с гниющим в ее щели любовным цветком. И что после этой ночи остался плод, ведь это и было плодом – гниль. Теперь мгновения тянулись отупляюще долго. Это был повторный, последний прием.

Все, что излечимо, – не вечно, временно. Он лечился, глотал антибиотики, пользуясь равномерно таинственной их силой, день ото дня убивающей в нем э т о больное, чужое, – и обретал спокойствие после почти животного страха, когда взяты были соскобы, сдан анализ крови на сифилис... Это мог быть сифилис... Сифилис. Даже ощущать в себе это слово, то есть произносить, было... страшно и удивительно. Кровь на смертельный вирус тогда не проверяли, еще не познали – и в этом мире не дохли миллионы, как тараканы, ни от похоти, ни от любви.

«Дюшес! Дюшес!» – восклицает девочка. Кажется, она ничего не видит в этом своем блаженном упоении, но вот лукаво сверкнули глаза и проказница посылает мальчику свой взгляд... Солнце высвечивает ее кукольное платье. Кажется, все оно из света: лучится, искрится. Девочка смеется, запрокинув головку, всю в солнечных, золотистых завитках куда-то в облачную высь, как будто кружится, счастливая, восклицая и восклицая, уже задыхаясь: «Дюшес! Дюшес!» Родители крепко держат за руку – тянут ее за собой. И вдруг, только повстречавшись, она исчезает, всего мгновение побыв такой осязаемой, живой, успев окунуть в неведомую сладость – и мучительно чего-то лишить, точно бы опустошить. Поэтому так гулко и пусто что-то бьется внутри. Поэтому хочется броситься куда-то за ней – туда, где она, ее глаза, ее смех... И кружиться, смеяться, только с ней, только взяв ее за руку, только восклицая... «Дюшес! Дюшес!»

Это было всего лишь слово... Брошюра «Гигиена пола». Спрятанная родителями или давно забытая в стене из толстых и умных книг, где мальчик однажды заметил эту как бы щель, заглянув, будто подчиняясь чьей-то воле, – и сделав своей тайной. Детские, или какие же, поллюции? Cны? Сделав тайной... И это: голое тельце, с белой шелковистой кожицей, похожее ранимой наготой на бабочку. Целую стайку этих бабочек – порхающих, сбрасывая свои легкие летние платьица, – затаив дыхание, можно было подглядеть в щель между досок, что отгораживали, как забор, их, девочек, раздевалку от той, за которой прятались они, мальчики. И увидеть через несколько лет то, что, даже показывая, прятали как преступники: голую женщину в собачьей позе на размытой и уже замусоленной черно-белой фотокарточке. Такие переснимали подпольно с порнографических карт – их легче было прятать и множить на маленьких кусочках фотобумаги. Кто-то из взрослых ребят показал ему во дворе. Показал и, тут же спрятав, – посмеялся. Она должна была где-то когда-то существовать, эта женщина... Наверное, проститутка. Во времени каком-то, в какой-то стране... Женщина, одна эта мясистая плоть, у которой будто и не было лица. Лица – вот что тут же пропадало, исчезало... И у нее не было лица, как у смерти. Одна из гаденькой колоды игральных карт. Выпала ему, стала первой, потому что в тот же миг, с ней, лишь увидев, познал желание. Оно осталось, но, как постыдное, было запрятано в самые глубокие тайники. Это округлое мутное пятно плоти мучило воображение. Было не стыдно, а страшно, как страшно умирать – но та смерть всегда была сладкой. И он уже не мог существовать без ее судорог, еще даже не познав ни ласки женской, ни красоты... О, красота и ее уроки! Когда развращенного своим же воображением ребенка, стоило ему вырасти, соблазнила красота... Или тот, кто хотел влюбить школьника в красоту, так пышно и глуповато называя свои уроки рисования, «уроками красоты», соблазнил на другое... О, сколько же великих прекрасных женских тел учили его любоваться своей красотой! И в четырнадцать, испытывая что же, если не томление любовное, он читал Флобера, Бальзака, Мопассана... Манило любовное, и он подглядывал, будто в щель, между страниц, но теперь учился и все вдруг понял, узнав, чего же так хотел: он хотел раздеть женщину. Женщину раздевают, с нее снимают одежды – и, если позволила это, она согласна.


Обнаженное тело может быть и рутинной данностью, и предметом искусства.
Огюст Ренуар. Большие купальщицы. 1884–1887. Музей искусства, Филадельфия

Одноклассница. Раздел, как будто оборвав крылья у бабочки. Но ничего не смог сделать, как если бы под руками оказалось бревно или это его же руки, деревянные, ничего не чувствовали, даже там, куда их пускали. Думали, что любовь – это когда раздеваешься и целуешься. Значит... еще были так невинны?

И так невинны были его учителя, все эти великие художники, великие писатели, все зная о любви, вкусив ее плодов, но замирая перед своим же знанием? Ни в чем не было его вины, но откуда-то возникло отвращение к девочке. Может быть, и у нее к нему возникло отвращение. Ему было противно, что она увидела его голым, – и даже то, что он ее раздел, трогал, видел это: похожее на трупик бесчувственное бледное тельце, как если бы приготовленное для смерти.

Пугливо, молчаливо оделись – и отбежали, делая вид, что не помнят друг о друге. Чудилось, потеряв не стыд, не что-то еще, а эту память. Но, может быть, взаимность – это и было тем, чего так легко и так уродливо лишился с ней, с этой девочкой, радуясь и освобождаясь с этой утратой от чувства стыда или собственной неполноценности? И чего, сам этого не сознавая, не почувствовав, лишил ее, нет, не тело, оставшееся нетронутым, но душу?

В венерологическом диспансере встречала табличка: «Ветераны ВОВ обслуживаются вне очереди». Душа созревала, набухала нежностью, боялась, ждала... Но вот и кончились ее терзания, издевательски смешно, в этой очереди... Он не искал смерти, его не мучили мысли о самоубийстве: он дожидался своей очереди. Если и мучила мысль, то опять же издевательски смешная, детская, кому же и как он покажет свое больное, позорное... Да, и еще, что мучило... Сообщат ли о его поступке в институт? «Опустите трусы до колен...» «Возьмите в руки свой половой член...» Врач – еврей. Не говорил, а точно бы причмокивал. Руки в резиновых перчатках – желтые и будто из воска. Брезгливый – и уставший. Надменный в своей серьезности – и боязливый.

Осмотр врачом полового члена – и допрос: с кем вступал в половую связь. О, нет, конечно же, не выдал ни место работы, ни даже имя той, но его никто не пытал, ничем не угрожали. Ему не было ее жалко – просто противно. И тех, кого заразила до него, и может заразить после него, – не жалко. Но уже сообразил: заразившие виновнее заразившихся, и это их должны установить, выявить... Нет, он сам после этого ни с кем не имел половых контактов. И до этого ни с кем не имел. Это был первый половой контакт в его жизни. На этом его добровольном признании вопросы врача закончились. И он отделался всего-то не имеющей никакой силы подпиской: прямо под его диктовку написал заявление... «...по взаимному согласию вступил в случайную половую связь с неизвестной мне женщиной...»

Теперь, наверное, потому что все прошло, он вспомнил и увидел, как посторонний, все это┘ Несколько недель – последних до возвращения матери. И два месяца. Время ее отсутствия. Когда жил в квартире один. Всю эту жизнь. Другую и такую короткую, которую можно было только истратить. И он бросился тратить... Он искал. Женщину. Приводил... Но ничего не получалось. Тех, с которыми знакомился на улицах или где-то, где они себя предлагают, одиноких, и тоже кого-то ищут, ждут.

Вдруг пришла сама. Нашла сама. Та, в чье тело был влюблен. Он мог оставаться невидимкой, наблюдая, изучив все изгибы его линий, каждую хоть сколько-то приметную родинку. Оказалось, так могло быть. И могла быть не она – а другая. Но это встретилось видимое – и невидимое.

Как будто вытянулось, тянулось, но не захотело взрослеть. И вот не скрылись почти детские косточки в округлых плечах, в начинающих тяжелеть бедрах. Платье исчезло – осталась его бледная тень, уже оттесненная загаром. И этот летний след – будто из детства. Капризный рот. Удлиненные ломкие руки. Заросший лобок, маленькие курносые грудки с набухшими сосками. Смуглое. Бледное. Плотско-розовое. Все обнажилось, даже нежная пушистая ложбинка на затылке из-под подобранных, точно это был покров, черных густых волос. И застыло, окаменело, оживая, когда она одним быстрым движением утирала маленькой тряпочкой cо лба и живота блестящие струйки пота, что пробивались будто из родничков, мгновенно возвращая руку в прежнее неподвижное положение.

Время подготовительных курсов давно прошло, начались экзамены. Студии предоставили одичавшую свободную аудиторию, в которой был содран даже линолеум с полов и все опустошено, наверное, для переделки, но замерло и не двигалось. Сюда приходили уже из интереса. Любой мог оплатить свое присутствие. Платили – и занимали места вдоль стен. Окна были распахнуты. Но даже в просторном помещении ничто не спасало от духоты, и ее кожа на глазах покрывалась каплями пота, как если бы это мучилось, изнывало жаркое, чем-то разгоряченное тело. Во время сеанса постоянно совались какие-то озабоченные учебным процессом личности, посмотреть, как проходят занятия.

Обучение рисунку. Обнаженная натура – женская и мужская. Он забрел в институт, увидел объявление – а потом это женское существо или естество, которое само оголялось точно бы для зрителей.

Казалось, натурщица заметила его только через несколько сеансов, когда поменял место и сел напротив, прикрываясь лишь работой. Заметила, потому что до этого прятался то за спиной, то где-то сбоку, а теперь пялился прямо на ее лицо. Без всякой стыдливости стоя на своем возвышении перед одетой и незнакомой аудиторией, она как будто ничего не замечала вокруг себя, опуская взгляд. И когда руководитель студии, не задумываясь, показывал ошибки и тонкости их работ на самой модели, для чего водил прямо по телу тупым концом карандаша, на ее лице можно было увидеть спокойное равнодушие, как будто даже не чувствовала этих прикосновений к себе. Она меняла позы, каждый сеанс принимая новую, какую хотелось видеть и получить этому человеку. После нескольких часов неподвижности, когда кончался сеанс, оживала и, прикрываясь руками, пряталась за фанерной перегородкой. Кружок расходился – а знакомые обсуждали работы, курили и еще болтались от нечего делать на этаже. Она появлялась, юркнув на лестницу, спеша исчезнуть. В одежде – или, вернее, в наряде, от которого оставалось ощущение дискотеки, лишь этим обращая на себя внимание. Но вдруг подошла, жадно спросила у кого-то сигарету... Оказалось, кто-то ее знал... Он услышал ее голос: грубоватый, как будто больной. Бросила взгляд в его сторону и очень значительно произнесла, кивнув на листы: «Я могу это посмотреть?» Затягиваясь, все еще жадно, с каким-то упорством, и пуская в сторону от его работы сигаретный дым, впилась глазами в рисунок, резко выдохнула: «Хорошо». За ее спиной хохотнули. То ли смешило веское бессмысленное слово, то ли сама она была смешна...

Смешки безразлично умолкли. «До встречи, мальчики!» Процокали по лестнице каблуки, точно это скакал и стукался какой-то маленький твердый шарик. Студенты болтали между собой... «Мясо мне ее не нравится. Тухлятина». «Строит из себя». «Ума не надо. Разделась – и стой». «За деньги могли бы что-нибудь эротичней поставить». «Вы что, не знаете? Она авторитет зарабатывает. Срезалась на вступительных, устроилась в деканате – там крутится, тут стоит. Хочет снова поступать».

Слушал и молчал. Больше не приходил. А потом услышал ее голос. Она узнала, что он студент – и на каком курсе учится, добыв в учебной части номер его телефона. Дальше – гул из слов. Разделась – и слышала саму себя. «Можно позировать одетой, но за обнаженку больше платят┘»

«Представь, мне снится, что я голая... Потом я просыпаюсь, голая... Потом позирую, голая... Это мой кошмар!» «Вообще-то по личной договоренности я позирую за пятьдесят в час, и не меньше┘ Но тебе это бесплатно. Я сразу почувствовала, что ты мой художник». «Три раза в неделю я парю голая, как в «Мастере и Маргарите», ну ты меня понимаешь┘» «Я устала, что с меня делают одни наброски... Это такая серость! Пожалуйста, сколько угодно, любуйтесь мной и дрочите, но я хочу, чтобы с меня писали серьезные крупные вещи!» «Мне нужна возможность творить...» «Я заряжена энергетикой творчества...»

«Моя мама сказала моему папе, когда я родилась: «У девочки очень кривой нос, а ножки прямые». А он ей сказал, представляешь: «Главное, ноги, а на нос, ей-богу, никто не будет смотреть!» «Когда я надеваю мини-юбку, то на работе полный отпад!» «Лезет на меня и шипит: «Если ты мне не отдашься, о тебе никто никогда не узнает, я закрою тебе дорогу в искусство...» «Я знаю, я ведьма, я тебя приворожу...» «Ну, хватит. Я устала. Слезай. Какой же ты ненасытный, однако».

Пила вино, которое он купил, чтобы подпоить и себя, и ее, чтобы это стало легче, но для чего-то еще притворялась, что сильно опьянела. Сильнее, чем он. Потеряла свой запах, вкус┘ От нее пахло этим дешевым вином, дышала, вкус его, гнилостно-кислый, сочился из ее губ. Наверное, она ничего не почувствовала, кроме того, что на нее давила тяжесть. Как утратила стыд – и не чувствовала стыда, получая лишь поэтому превосходство над теми, кому выставляла напоказ свое тело. И все, что делали с ее телом, стало рутинной работой. А то, что не ушла после этой работы, осталась на ночь и лежала в одной с ним постели, наверное, и было исключением из правил. Но больше не позволила обнять и даже прижаться к себе, как если бы его прикосновения стали тут же болезненными. Казалось, она заботилась о нем, о своем рабочем инструменте, смыв с него перед этим в душе пот, вернув чистоту, покой. И теперь нервно вздрагивала, чего-то боясь, повернувшись спиной, лишь так чувствуя себя защищенной или уверенной в себе, отделившись, став чужой.

Утром она быстро собралась, мучительно чего-то ждала, жадно закурив сигарету. И за это время – пока курила – успела сделать вывод, что он проснулся без желания обожать, восхищаться... Но это не заставило испытать боль – она привыкла. «Захочешь, позвони». «Хорошо». «Я дала тебе свой номер? Если кому-то будет нужна обнаженная натура, ты знаешь, сколько я беру. Только без интима, это не мой профиль. Можно групповые сеансы. Но тогда я беру больше┘ Двести. Не понимаешь, почему? Больше – значит больше. И все. Хорошего, знаешь ли, понемножку. Понятно, за групповые двести? Для курсовых, для дипломных работ... Между прочим, очень выгодно. Нет, я имею в виду для студентов, у вас такие стипендии, что я плачу... Лицо может быть любое. Но найти такое тело, как у меня, – это, знаешь ли, творческая удача. Большие художники, конечно, не жмутся. Но их мало, они так редко встречаются в наши дни. У тебя большое будущее, но мы с тобой не подходим другу другу. Нет, я имею в виду твою манеру, твой творческий почерк┘ Слишком грубо, резко. Я хочу что-то похожее на Модильяни, ну ты меня понимаешь».

Нужно было честно страдать. Честно кому-то сознаться. Он сознался матери, но до этого страдал, ожидая ее возвращения, напуганный и униженный, не зная, что делать, смутно понимающий, чем же болен и почему это произошло. Она все услышала – но ей оказалось нечего ему прощать. Сама, потому что он боялся, узнала в районной поликлинике, куда в таких случаях обращаются: направила. И как будто произошло что-то смешное, рассмеялась над его страхами, узнав диагноз, заявив, что это называется «французским насморком».

Теперь появилась – или осталась, туповатая, как табличка, мораль: он стал мужчиной, улучив свободу. Впопыхах, трусливо. Заслужив вместе с этим ублажением первой пробой, с этой припозднившейся проверкой самую что ни на есть мужскую, хоть и дурную, болезнь, некая гордость которой свойственна только юнцам. Но если это стало наказанием – значит, было преступлением то, что совершил... И то, чего хотел. Ну и плевать.

Осень – пора учебная. Ему двадцать лет. Последний визит к врачу – по дороге из института домой. Мама дома, мама встречает его, мама радуется... «Все прошло хорошо? Ну что же, мой сын, я очень за тебя рада... Представляешь, дядя Сева прилетел из Америки. Он заехал, оставил что-то для тебя. Как я понимаю, это подарок. Сказал, что ты это просил. Посмотри, я положила у тебя на столе». И он хвастался в институте маленькой – вынимая, как фокусник, из кармана – шедевральной книжицей┘ Издательство Prestel... «Garden of Earthly Delights»┘ Видит это так ясно. То, чего уже нет и где его уже нет... На убранном матерью столе как будто покоилось что-то давно его волнующее и прекрасное, но совсем крохотное – и еще, что показалось ему в первый момент упаковками жвачек, их было много, они были оставлены на виду, рядом.

Презервативы – и миниатюрный альбом Босха.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1049
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2920
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1641
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2006

Другие новости