0
1369
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

16.12.1999 00:00:00

Немемуарные воспоминания


Евгений Примаков. Годы в большой политике. - М.: Совершенно секретно, 1999, 448 с.

БЫВШИЙ глава правительства России и лидер блока ОВР, один из возможных кандидатов на пост президента нашей страны издал воспоминания о своем допремьерском прошлом. Сначала - годы в Академии наук СССР, затем - руководство внешней разведкой и Министерством иностранных дел России. Ключевые посты перед неожиданным прыжком на верхушку власти┘ И интереснейшие годы, проведенные в большой политике.

Однако сам Примаков не относит свою книгу к мемуарам. По одной очень простой причине - он не хотел делать себя героем повествования. Некоторое авторское лукавство - именно так и никак иначе писались мемуары в советское время, из которого вышел и от которого не отказывается Евгений Максимович.

Еще одна примета той недавней эпохи - очень большая взвешенность оценок. Говоря о людях, Примаков, как правило, хвалит, но не ругает. Рассказывая о политике, в том числе ключевых моментах нашей недавней истории, предпочитает осторожность. Удивительно, но никто из тех, о ком пишет автор, не может быть обижен ни единой его строчкой.

К сожалению, Примаков уделил явно недостаточное место тем годам, когда он был в окружении Михаила Горбачева. Рассказ о том судьбоносном для страны времени неполон и отрывочен. Основная мысль - что в советской партийно-государственной системе существовали своеобразные диссиденты, которые расшатывали строй и приближали демократию не меньше диссидентов "официальных", - явно провисает за недоказанностью.

Зато годы в разведке описаны куда более интересно и живо. И это при том, что на соответствующих страницах нет ни тайн, ни даже атмосферы пребывания Примакова в "Ясенево". Книгу здесь, пожалуй, спасает то обстоятельство, что автор смотрит на свою деятельность во главе этого специфического учреждения глазами политика, каковым он и был во главе СВР.

Вот Примаков медленно и с большими трудностями налаживает сотрудничество своего ведомства с западными разведслужбами. Чисто внешнеполитическая задача, в этом ракурсе она и раскрывается. Вот он начинает процесс "ограниченной открытости" СВР - здесь вполне очевидно желание соответствовать нормам демократизирующейся страны. Вот глава разведки ведет политические переговоры с Милошевичем, Ахмад Шахом, Фиделем Кастро, Цзян Цзэминем. Ни строчки про деяния "рыцарей плаща и кинжала".

Ровно половина книги посвящена годам руководства Министерством иностранных дел. Как и прежде, автор предпочитает проблемный подход хронологическому (что, честно говоря, делает его воспоминания еще более "немемуарными", чем он собирался). В центре внимания - взаимоотношения России со странами НАТО. Еще главы по Ближнему Востоку, Югославии и СНГ. Честно говоря, тематически скупо - деятельность Евгения Максимовича в те годы была куда более обширной.

Кто-то почему-то сказал, что Примаков был очень жестким министром иностранных дел. Скорее всего, это впечатление возникло из контраста поведения Евгения Максимовича и действий его предшественника Андрея Козырева. На деле - и мемуары это показывают абсолютно точно - Примаков проводил очень осторожную и взвешенную внешнюю политику, избегая трений и тем более конфликтов с Западом (жесты типа разворота самолета над Атлантикой - не в счет). Ни греха, ни достоинств в такой линии нет, ибо потерпевшей поражение в холодной войне державе иного не оставалось.

Нет, разумеется, Примаков может быть очень жестким. Просто он предпочитает - в силу воспитания и особенностей характера - другую линию поведения. И в воспоминаниях с удовольствием рассказывает, какие тесные личные контакты у него установились с влиятельнейшими политиками нашего мира.

Не свободен автор книги и от типичных для его круга заблуждений. Этот очень опытный политик с некоторым недоумением пишет, что в середине 1991 года Запад почему-то не собирался воспрепятствовать расколу СССР. Больше того, западные страны, как пишет Примаков, не желали "помочь подняться" Советскому Союзу, войти на равных в мировое сообщество. Это была грубая ошибка".

Вроде бы странно, что даже в нынешнем году Примаков считает политику Запада ошибкой и заблуждением, а не сознательной, продуманной стратегией, которая уже сейчас обернулась успехом. Однако мнение о том, что помочь России подняться до ее прежнего уровня вполне в интересах западных государств, очень распространено среди отечественных международников. Как будто бы Москва горит желанием оказать помощь Киеву в достижении равного с собой статуса на мировой арене┘

В целом воспоминания довольно точно отражают особенности характера Примакова. Очень осторожные, очень взвешенные, временами мудрые, зачастую скучноватые. Словом, покажи мне свои мемуары, и я скажу, кто ты┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
1188
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
963
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
1631
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
499