0
1176
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

25.07.2002 00:00:00

С зеркалами и без

Тэги: Хемингуэй, мемуары


Николай Климонтович. Далее - везде. - М.: Вагриус, 2002, 411 с.

А.Е. Хотчнер. Папа Хемингуэй. - М.: Текст, 2002, 348 с.

Дружба с Хемингуэем - благодатнейшая из мемуарных тем. Можно бесконечно перечислять названия напитков и их дозы, выпитые с нобелевским лауреатом во время корриды, охоты, скачек и просто путешествий. Можно мериться фунтами и дюймами пойманных меч-рыб и застреленных львов. Хвастать количеством и качеством совместных любовных приключений. Много чего еще можно делать в воображаемой компании старика Хэма, благо его жизни, реальная и мифологическая, дают неисчислимые для этого возможности...

Невероятно, но Хотчнер в своей биографии ничего этого не делает. Он в прямом смысле этого достоевского словца - стушевывается. Даже его имя Арон - а не кличку Хотч, данную ему папой Хемингуэем, - и то вряд ли отыщешь на страницах книги. Ни одной фразы типа "Хэм и я", "Я и Хэм", "Мы с Хэмом" в ней не прочтешь. Это, что называется, идеальная биография легендарного писателя. Которая становится тем более таковой, если учесть, что Хотч был действительно ближайшим другом Хемингуэя в последние четырнадцать лет жизни того.

Хотчнер не глядится в Хемингуэя, как в зеркало, не ищет в том своего отражения. И при этом он фиксирует перипетии роскошной биографии отнюдь не бесстрастно, а, напротив, с дружескими нежностью и участием. Наверное, это общее место для западных биографий, в которых непреложное правило требует показать героя, и только героя, но никак не автора. А уж достоверность таких биографий всецело зависит от личного авторского к герою отношения. Можно скрыть и мимолетно проговорить то или это и выставить напоказ совсем другое, подтасовать факты все с той же бесстрастной "объективностью", благо жизнь любого человека (тем более звезды) дает для этого большой простор.

Но Хотчу веришь, он, кажется, ничего - ни хорошего, ни плохого - в своем герое не скрывает. Многие эпизоды из жизни папы Хэма даются в скрупулезно записанном Хотчем изложении самого папы. Пожалуй, единственный момент в книге, в котором Хотчнер говорит о себе, - это его участие шутки ради в корриде в качестве запасного матадора. Эпизод действительно забавный и свидетельствует не столько об авторе, сколько о драматизме боя быков как бы изнутри. А все остальное (повествование о жизни героя, финал которой - психическое расстройство и самоубийство Хемингуэя) выглядит поистине трагическим.

Мемуаров, подобных хотчнеровским, в России не сыщешь. На нашей почве, говоря о ком-то, принято больше говорить о себе (Анатолий Найман, к примеру). Но и тут все зависит от точки зрения. В некотором роде мемуары Николая Климонтовича показательны тем, что точка зрения этого известного писателя дает возможность в равной степени узнать и его героев, и самого автора. Что тоже редкость. Не "я и, скажем, Василий Аксенов (Евгений Харитонов, Леонид Губанов...)", а "Василий Аксенов (Евгений Харитонов, Леонид Губанов...), как я их вижу и понимаю, а потом уж - лично я". В этом смысле характерна оценка, которую Климонтович дает литературным критикам, пришедшим в профессию в начале 90-х годов: не о произведениях и не о писателях они пишут, а большей частью о самих себе.

И еще одно отличие мемуарного стиля Климонтовича от стиля Хотчнера: писательская, беллетристическая хватка. Автор "Далее - везде" выстраивает свои воспоминания о том или ином персонаже драматургически. В результате они читаются как вполне самодостаточные рассказы. По сути, книга Климонтовича - это авторский путеводитель по жизни "литературной тусовки" и просто - по советской и эмигрантской жизни конца 60-х, 70-х и 80-х годов ушедшего века. И этим она, безусловно, ценна. Те, у кого другой взгляд на эти события, естественно, с Климонтовичем не согласятся, начнут полемизировать, ворчать, обижаться и т.д. Дискуссия станет еще одним фактом литературной жизни России, и это хорошо. От себя же замечу, что обнаружил в тексте книги всего две - и те незначительные - ошибки, правда, скорее редакторские, нежели писательские. Первая: Дом на набережной никак не может стоять на стрелке между Яузой и Москвой-рекой. Вторая: мой приятель и Николая Климонтовича друг Олег Давыдов никогда не был первым заместителем главного редактора "Независимой газеты", хотя, возможно, еще и будет.

Несколько особняком стоит в "Далее - везде" история создания подпольного альманаха "Каталог", в котором принимали участие сам автор, Евгений Попов и Владимир Кормер. Зашифрованные по-катаевски имена персонажей, увы, не усиливают драматургии этой показательной советской истории, а, напротив, разрушают ее. Трудно сказать, зачем автор прибегнул к этому приему, он и у Катаева-то в "Алмазном венце" не слишком здорово играл. Может быть, из этических соображений? Может, время еще не пришло? Бог ведает.

В остальном же книга Николая Климонтовича о нашей жизни - вот оно, зеркало! - читается с таким же живым интересом, что и Арона Хотчнера о чужой, но без зеркал.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
667
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
793
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
668
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
759

Другие новости