0
1385
Газета История Интернет-версия

15.11.2000 00:00:00

Жертва Христа или жертва кесаря?

Тэги: Собор, Николай, канонизация


Канонизация последнего российского императора, состоявшаяся на прошедшем Юбилейном Архиерейском Соборе, вызвала в российском обществе немалый резонанс. Причем ожесточенные споры вокруг этой темы не прекращались даже непосредственно перед Собором, когда положительное решение вопроса о канонизации уже ни у кого не вызывало сомнений. Несмотря на то что в повестке дня Собора было рассмотрение такого эпохального документа, как социальная доктрина РПЦ, именно прославление Николая II продолжало оставаться в центре общественного внимания. Причем это, наверное, единственная из современных церковных проблем, которая вызывает живой интерес со стороны светского общества.

Возникает вопрос: почему с личностью последнего российского императора связано столько споров и разногласий?

На первый взгляд все объясняется тем, что вопрос о канонизации Николая II содержит в себе (пусть даже в завуалированной форме) определенный политический контекст. Ведь наибольшая поддержка положительного решения этого вопроса исходила в основном от представителей различных монархических групп, для которых прославление последнего императора было своего рода символом восстановления самодержавия в России.

Однако при более глубоком анализе этого вопроса становится ясно, что ее следует искать отнюдь не в политике, точнее, не только в ней.

Вообще нужно заметить, что в христианской традиции всегда присутствовало восприятие монархической формы государственного правления как явления, имеющего в значительной степени сакральный характер.

В Византии передача императорской власти сопровождалась особым священнодействием - помазанием на царство, которое фактически приравнивалось к церковному таинству.

Такое же отношение к монархии сохранялось и в Российском государстве до начала двадцатого века.

Десятилетия господства коммунистического режима, затем перестройка и поиск наиболее приемлемых форм общественного и государственного устройства заставили многих представителей российской интеллигенции обратиться к опыту дореволюционной России, монархическое устройство которой имело одну интересную особенность: оно было неразрывно связано с Православной Церковью, без которой ее можно представить лишь в форме чистой абстракции.

Однако наиболее активно идея восстановления православной монархии поддерживалась в церковной среде, особенно в русском зарубежье. Русская Православная Церковь Заграницей, как известно, канонизировала Николая II еще в 1981 году.

Тех, кто не мыслит себе православия без самодержавия, оказалось много и в самой России. В основном это потомственная православная интеллигенция, привыкшая бережно хранить традиции и атрибуты дореволюционной России.

Когда после снятия запретов на религиозную деятельность Церковь столкнулась с необходимостью фактически новой христианизации страны, эта группа увидела свою миссию в том, чтобы передать новому поколению верующих не только чисто церковную Традицию, но и массу других традиций, затрагивающих в основном общественные и государственные аспекты. Тот факт, что в дореволюционной России эти традиции были органично связаны с православием, показался им достаточным основанием для их прямой проекции в текущую историческую действительность. Впрочем, помимо преклонения перед царской Россией для этого были и другие основания.

Дело в том, что эффективность религиозной проповеди часто бывает очень низкой, совершенно не соответствуя тем усилиям, которые на нее затрачиваются. Перед разочарованным такими результатами миссионером возникает тонкий соблазн примешать к проповеди чисто религиозного учения элементы идеологии, тем самым отчасти превратив ее в пропаганду, что, в свою очередь, значительно увеличивает ее эффективность.

По-видимому, именно такой логикой руководствовались проповедники нераздельности православия и самодержавия. Однако при этом они упустили из виду тот факт, что в сознании простых верующих, не знакомых с богословскими тонкостями православного учения, границы между религиозной и идеологической составляющей подобного синтеза становятся совершенно размыты. В результате идеологическим моментам придается авторитет и непререкаемость догматической истины. Именно такую картину мы можем наблюдать в церковной среде к середине 90-х годов, когда фраза "кто не монархист, тот и не православный" уже стала расхожей.

Впрочем, это было еще не самым худшим последствием смешения богословия и идеологии. Народное сознание, всегда склонное к мифотворчеству, очень скоро начало эксплуатировать чисто религиозное содержание православия в угоду определенным идеологическим моделям. Так, в монархической среде постепенно формируется миф об искупительном характере смерти последнего российского императора. Его появление фактически стало новым этапом в развитии религиозно-идеологических направлений современной (да и не только) православной мысли.

Здесь нужно отметить, что идеологизация православия отнюдь не была, как считают многие, движением "снизу". Оно вполне целенаправленно навязывалось верующим через ряд популярных в церковной среде "православных" СМИ.

Однако, как часто бывает в таких случаях, попав в народные массы, православно-монархическое движение довольно быстро вышло из-под контроля своих собственных идеологов. Сложилась довольно парадоксальная ситуация: представители православной интеллигенции, верной традициям царской России, которые активно насаждали идею нерасторжимости православия и самодержавия (руководствуясь при этом вполне благовидными соображениями), оказались заложниками собственных сторонников, готовых пойти гораздо дальше своих "учителей".

Появление мифа о "царе-искупителе" говорит о том, что контроль над стихийным народным сознанием со стороны многих авторитетных пастырей и мирян, благодушно взиравших на бесчисленные крестные ходы, посвященные "царственным мученикам", теперь уже полностью утерян. Им остается лишь попытаться дать православную интерпретацию идее, уже явно выходящей за пределы православного учения и отдающей откровенным язычеством.

Поражает то, насколько мифический образ последнего русского императора, рожденный народным сознанием, отличается от его реального исторического облика. Иногда создается впечатление, что Николай II, канонизированный на Архиерейском Соборе, и "царь-искупитель" российских монархистов - это совершенно разные люди, лишь по недоразумению отождествляемые друг с другом.

И дело здесь отнюдь не в оценке тех или иных сторон жизни и деятельности Николая II. Просто для большинства его почитателей реальная земная жизнь страстотерпца не имеет никакого значения. Она их фактически не интересует. На первый план выступает его мифологизированный образ, который и становится главным предметом поклонения.

Даже духовный подвиг страстотерпца - подвиг смирения, готовности простить своих врагов, позволивший причислить его к лику святых, независимо от тех прежних ошибок, которые могли быть в жизни Николая II, выворачивается наизнанку, заменяется мифом о сакральном, искупительном значении смерти последнего русского императора.

Скорее всего именно мифологизированность "царственного мученика", изначально присутствовавшая в его почитании, стала подлинной причиной нежелания его канонизации значительной частью православных верующих.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
846
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
453
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
463
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
415