0
2020
Газета Люди и положения Интернет-версия

23.12.2016 00:01:00

О прекрасном российском кино

Тэги: кино, фильм, рай, андрей кончаловский


кино, фильм, рай, андрей кончаловский Пресс-конференция с Андреем Кончаловским и Юлией Высоцкой после показа фильма «Рай». Фото РИА Новости

Честно, удивляют люди, которые декларируют свою нелюбовь и неинтерес к российскому кино. Каждый раз надеюсь, что подразумевается определенный сорт оного, кино как зрелище и развлечение из разряда «Звездные войны», вампирские саги и прочая дребедень, потребляемая под поп корн. Но если говорить о кино как искусстве – российское кино просто трещит по швам от количества и качества подобного продукта. Только за эту осень я увидела столько интересных и достойных лент! «Ее звали Муму» Владимира Мирзоева, «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Ледокол» Николая Хомерики, «Дама пик» Павла Лунгина, «Петербург. Только по любви» (семь новелл, снятых семью женщинами-режиссерами), «Зоология» Ивана Твердовского, «Коллектор» Алексея Красовского.

«Ее звали Муму» – фильм необычный, хлесткий, с убойной иронией. Какой-то пульсирующий и поглощающий тебя, а по большому счету – страшный. И без прокатной истории фильм. «Ученик» Кирилла Серебренникова, безусловно, захватывает и держит до самого конца, но вызывает массу вопросов. Кажется картиной прямо богоборческой – до появления ближе к концу только что убиенного героя в виде ангела. Сделано добротно и качественно, но это ощущение сконструированности (и общее ощущение, как и всегда от лент Серебренникова) – сделано с «холодным носом»... Зато выше всяких похвал – работа актрисы Юлии Ауг. Фильм «Ледокол», на взгляд человека, помнящего 1985 год (время, когда происходит действие), – не фальшивит, вполне себе воссоздает реалии того времени, справляется с задачей яркой зрелищности, сочетая ее с морально-нравственным посылом и по совокупности этих пунктов напоминая прекрасные «72 метра» Владимира Хотиненко (само собой, фильмы еще объединяет служба на море).

Картина «Дама пик» с потрясающе сыгранной – стогранной и, наверное, лучшей ролью Ксении Раппопорт. Хороши задумка со спектаклем в спектакле и осуществление этого (кстати, впервые увидела такие уместные – и классные декорации к осовремененной классике!). «Петербург. Только по любви» – семь новелл о прекрасном городе (три из которых очаровывают, одна отвращает, а еще три в общем принимаются); лучшая, на мой взгляд, новелла в альманахе, «Девочки», снята Анной Пармас. «Зоология» – фильм тяжелый, заставляющий чувствовать и думать в вертикали, опять же близка авторская позиция: как же всё – и все вокруг по преимуществу отвратительны!

161223-10-3-Т.jpg
Актер Константин Хабенский – один
 в кадре на протяжении всего
фильма.
Кадр из фильма «Коллектор»

И, наконец, до недавнего времени самое сильное впечатление – от фильма «Коллектор» Алексея Красовского. За 75 минут экранного времени – один актер в кадре и никакого действия, только монологи в телефон, а от экрана невозможно оторваться! Ментальный событийный ряд, ментальные повороты сюжета – каково?! Единство времени и места, нагнетание обстановки напоминает классическую древнегреческую трагедию; на самом деле это напряженная психологическая драма, заставляющая крепко задуматься об основополагающем: ответственности, совести, предательстве, чести… Сценарий хорош, тонок и психологичен, тема для населения, подсаженного на кредиты, актуальна, а уж игра Константина Хабенского – и говорить нечего.

Но вот на прошлой неделе я посмотрела «Рай» Андрея Кончаловского, и это уже не про сильное, а про сильнейшее впечатление. Пресс-показ в «Россия сегодня» – и минут через 20 от начала просмотра мы все пропали. Непривычный квадрат экрана фильм не широкоформатный, не цветной и даже не черно-белый, – коричневато-белый, что ли… Непривычные для кино «говорящие головы» – сперва не понимаешь, что это за монологи героев крупным планом (а между ними идет кино как кино с повествованием о жизни каждого героя, об общих жизненных пересечениях), на допросе, что ли? Но почему тогда они такие исповедальные, эти монологи?.. Когда ближе к концу фильма голос за кадром позовет героиню Юлии Высоцкой, понимаешь, что это за монологи и перед кем…

161223-10-4-Т.jpg
Офицер СС Хельмут в исполнении
немецкого актера Кристиана Клаусса.
Кадр из фильма «Рай»

«Рай» даже не российское – общечеловеческое кино: в нем действуют немцы, французы, евреи, русские, соответственно и играют те, те и те; особенно хорош француз Филипп Дюкен, который настолько органичен и убедителен, что я прям вот не могу себя убедить до сих пор, что это актер, а не живой человек! Фильм строится вокруг переплетения судеб главных персонажей во время Второй мировой войны: русской аристократки-эмигрантки, участницы французского Сопротивления Ольги (Юлия Высоцкая), француза-коллаборациониста Жюля (Филипп Дюкен) и аристократа, высокопоставленного офицера СС Хельмута (Кристиан Клаусс). На самом деле фильм про высочайшие категории: самопожертвование, любовь, добро, зло. А еще Кончаловскому удалось снять камерно о холокосте – в начале фильма Ольга арестована за то, что помогла убежать от немцев двум прятавшимся еврейским пацанам, в конце фильма она вызывается пойти в газовую камеру вместо капо-еврейки, которой с большей степенью вероятности удастся спасти и сохранить этих двоих пацанов (и той удается – может, лучшие кадры, когда, освобожденная из лагеря, она идет с небольшим чемоданчиком в руке, а за ней бегут мальчишки). Капо не понять высокого порыва аристократки, которую она-то гнобила в бараке как могла, но глубина происходящего чувствуется и ею. Фильм о том, что лучшие представители человечества – аристократы, будь то русская княгиня или немецкий фон какой-то. Последнего не назвать отрицательным персонажем – отлично показано, как его захватывают идеи национал-социализма, но вскоре и нахлынувшее отрезвление. Он готовился бежать вместе с Ольгой в Швейцарию и дальше, за океан, но она сделала другой выбор…

После показа на сцену поднялись Андрей Кончаловский с Юлией Высоцкой. Вопросов к ним был мильон, Кончаловский через раз не слышал, Высоцкая ему повторяла… Глубок, оригинален, философичен, вертикален, слушать его можно, как соловья, часами. Почти национальный пророк. А почитать злобные комменты в Facebook, ему посвященные! Где еще столько ненависти к отечественным умницам, талантам и национальным достояниям, как не на русском Facebook! (И столько восхищения фальшивыми героями вроде военной летчицы Савченко, замечу в скобках.) Что мы за народ?

Вопрос из зала: «Вы верите в рай и загробную жизнь?»

Ответ Кончаловского: «Я не могу ответить прямо. Иногда верю, иногда нет. Могу сказать о себе словами Капицы: «православный буддист». Я думаю, рай может быть при жизни – если гармония есть внутри».               


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
1220
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
1199
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
1256
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
1132