0
9928
Газета Кино Интернет-версия

24.03.2015 11:30:00

Почему мы не можем жить без космоса

Тэги: мультфильм, анимация, фестиваль


мультфильм, анимация, фестиваль Кадр из фильма "Почему банан огрызается" (реж. Светлана Разгуляева, Школа-студия "ШАР", 2014 г.)

В Суздале завершился 20-й Открытый российский фестиваль анимационного кино. Сразу несколько призов, в том числе и Гран-при, достались в этом году мультфильму "Почему банан огрызается" выпускницы школы-студии "ШАР" Светланы Разгуляевой. Несомненно, одна из лучших работ программы - история о молодом человеке в рекламном костюме банана, который однажды утром обнаруживает у себя хвост. О том, как, оказывается, непросто живется тем, кто отличается от остальных, он сам рассказывает с экрана, подкупающе запинаясь, немного извиняющимся тоном - его воспоминания выглядят как черно-белые наброски, все остальное нарисовано в цвете, в неярких, пастельных оттенках.

В списке победителей этого года есть и признанные мэтры российской анимации. Один из призов (лучшая прикладная анимацию) получил за своих "Муравья и муравьеда" режиссер Алексей Алексеев, другой - за лучшую короткометражку - Алексей Демин. Его мультфильм "Андрей Хижина и его горе", снятый по расскажу Давида Дара и нарисованный, как и другие работы мультипликатора, ровными линиями, но будто дрожащими, отчего мир на экране кажется зыбким и прибывает в постоянном движении. Герои мультфильма - инженер подводных заводов Андрей Хижина, его жена Варя, студентка и парашютистка, и дядя Кузьма Кузьмич со спрятанной за диваном бутылкой водки. Однажды в дом приходит Горе - в шляпе и в пальто. Поначалу вроде к Андрею Хижине, но потом находит себе компаньона поинтереснее - почти поучительная история про горе и "горькую".

Что касается Гильдии киноведов и кинокритиков, вручавших в Суздале своего "Слона" - не белого, а черно-белого - то члены этого жюри отдали предпочтение "Волку Васе" Екатерины Соколовой. Несмотря на забавное, детское название, мультфильм весьма серьезный - по мотивам рассказа Чехова "Учитель словесности" . Правда, в финале герой, который все-таки волк, хоть и Вася мечтает бежать - и бежит - не в Москву, а в лес, как и положено выть на луну. От серьезной литературы и экранизаций - к несерьезным, даже хулиганским историям, к примеру, стоп-моушн зарисовке "На пороге Ильич" студента ВГИКа Михаила Солошенко. По сюжету в квартире Гриши и его мамы обитают Пушкин и Ленин - исторические персонажи ведут борьбу друг с другом, побеждает сильнейший. Гильдия киноведов отметила этот факт дипломом "за фильм, в котором Пушкин, наконец-то, победил Ленина".

Подобные остроумные или поэтические формулировки были придуманы почти для каждой фестивальной награды. Так, главный приз жюри во главе с режиссером Андреем Хржановским вручило Светлане Разгуляевой и ее фильму "за одинокий голос человека", а награду имени Александра Татарского за лучший сценарий, также доставшуюся "Банану" - "за дерзость, отвагу, лиричность прочтения бытия". Ни с тем, ни с другим не поспоришь, да и победы, безусловно, заслуженные - только вот фаворитом профессионального рейтинга (по ходу фестиваля аниматоры, режиссеры, сценаристы, журналисты, критики и другие участники голосуют за понравившиеся работы) стал совсем другой фильм, да еще и с большим отрывом. Появление картины Константина Бронзита "Мы не можем жить без космоса" - событие в масштабах не только фестиваля, но и российской, а то и мировой анимации. Этакий мультипликационный "Интерстеллар" - сравнения с фильмом Кристофера Нолана не случайны, в обоих случаях космос служит фоном для очень человеческой, земной истории. Герои Бронзита - друзья детства, вместе ставшие космонавтами и вместе готовящиеся к полету. Один полетит первым, второй останется ждать. Комичные эпизоды с центрифугой и прыжками на кроватях сменяются сценами с совсем другой интонацией - напряженной, потом отчаянной. Герои молчат, но в этом и сила анимации, где изображение в сто раз действеннее слова. Нарисован "Космос", к слову, без визуальных излишеств - тонкими линиями, с округлыми, обтекаемыми формами. Эта лаконичная и чрезвычайно приятная глазу техника узнаваема еще со времен "На краю Земли", мультфильма Константина Бронзита 1999 года. Жюри отметило новую работу режиссера спецпризом "за космическое мастерство", который вряд ли останется единственным в копилке режиссера.

Всего через несколько недель, 8 апреля, в Доме кино состоится вручение первой российской анимационной премии "Икар" - картина Бронзита попала в семь из двенадцати возможных номинаций, включая категории за лучший фильм, сценарий и режиссуру. Конечно, среди конкурентов есть и победитель прошлогоднего профессионального рейтинга Суздальского фестиваля - фильм "Мой личный лось" Леонида Шмелькова. И, конечно, "Почему банан огрызается" Светланы Разгуляевой, так же претендующий на звание лучшего фильма - но мы все-таки не можем жить без "Космоса" Бронзита. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1320
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
663
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3537
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2765

Другие новости