0
16408
Газета Кино Печатная версия

17.12.2023 18:39:00

Герои фильма "Крецул" борются за дружбу

Основанная на реальных событиях спортивная драма о слепом дзюдоисте и его тренере – уже в кино

Тэги: кинопремьера, крецул, александра лихачева, история, олег крецул, дзюдо, кинокритика


кинопремьера, крецул, александра лихачева, история, олег крецул, дзюдо, кинокритика Большой спорт был шансом выбраться из безработной и безденежной реальности конца 90-х. Кадр из фильма

В российский прокат вышел «Крецул» – дебютный игровой полный метр документалистки Александры Лихачевой, впервые показанный в конкурсе фестиваля «Короче» и успевший поучаствовать в программе смотра в Сан-Паулу. Основан на реальной истории молдавского и российского спортсмена, паралимпийского чемпиона по дзюдо Олега Крецула, который в фильме выступил основным консультантом, и его друга и тренера Виталия Глигора, ставшего вместе с самой Лихачевой соавтором сценария. Получилась нетривиальное – по форме и содержанию – спортивное кино о взлетах, падениях, схватках на татами и за его пределами, о наградах и жертвах, об эпохе и ее героях, о ценности настоящей дружбы – и о ее цене.

Подающий большие надежды молдавский дзюдоист Олег Крецул (Никита Волков), шебутной, шумный, полный жизни и радости, возвращается в родной город после первых крупных международных соревнований – с медалью и подарками для друзей. Среди них куда более скромный, тихий, сдержанный Виталий Глигор (Сергей Волков), Виталя, – тоже дзюдоист, мечтающий, как, наверное, и все, выбраться с помощью спорта из унылой, безработной и безденежной реальности конца 90-х. Но у судьбы на них обоих окажутся свои планы: Крецул, съездив на Олимпиаду и женившись на любимой, попадет в жуткую аварию – в отличие от молодой супруги, выживет, но навсегда лишится зрения. Глигор оставит свои мечты о переезде в Европу и не оставит друга в темноте и один на один с горем. В прямом смысле за руку поведет к новым победам в составе паралимпийской сборной.

Так называемое «кино затылков» в случае с «Крецулом» наконец избавляется от приобретенной когда-то дурной коннотации – здесь этот прием съемки героев сзади существует не ради бессмысленной артхаусной художественности, а наделяет изображение физической, даже физиологической плотностью. Это жизнь на ощупь, с рукой на спине впереди идущего. И размытое, затемненное изображение, и зачастую едва различимый звук вместе со стилизованными под кассетные записи сценами придают всему фильму столь необходимой ему документальности – все-таки речь о реальных людях.

Дуэт Никиты и Сергея Волковых – однофамильцев, однокурсников, игравших вместе в театре, полноценных, несмотря на название, главных героев, – построен на тонких материях, хоть оба и существуют в пространстве сурового времени и жесткого спорта. Когда нечего есть, некуда уехать, ничего не видно, остается подставить плечо – и держаться за него и друг за друга. Эта история о дружбе, которая проходит серьезные, порой кажущиеся непосильными испытания, и в то же время о дружбе в целом. О чувстве, которое, как и любое другое, не только отдает, но и требует что-то взамен, не только светлое, но и горькое, обидное – так, Виталий однажды предлагает Олегу заменить себя тростью. Один борется с недугом, отнявшим не успевшую толком начаться полноценную жизнь, второй – с гордыней, с собственными амбициями.

«Крецул» фиксирует весьма большой и значимый отрезок жизни его героев, но фокусируется не на пиковых точках – они остаются между строк, титрами с названиями чемпионатов и прочих соревнований, из которых складывается победная спортивная карьера заглавного персонажа. В кадре же – раздевалки, номера отелей, автобусы, пустынные пляжи. Разговоры ни о чем – и о самом главном, под шум невидимого моря и с запахом свежей выпечки из пекарни на соседней улице. Обрывки диалогов, ссоры и подбадривающие крики, печальные сообщения из дома и радостные воспоминания из прошлого. Эти двое делят одну жизнь – и это тот самый сильный, важный человеческий выбор и поступок. Тем пронзительнее финал, как будто бы ставящий точку в их отношениях – но, если знать, что Крецул и Глигор дошли до самых вершин и по сей день тренируются вместе, он воспринимается совсем иначе. Реальная история достигает уровня христианской притчи. Иногда нет ресурса, чтобы идти дальше, быть рядом, чтобы дружить и принимать – но была бы любовь, вся сила всегда в ней. 


Читайте также


Джессику Честейн и Питера Сарсгаарда подводит память

Джессику Честейн и Питера Сарсгаарда подводит память

Наталия Григорьева

В новом фильме Мишеля Франко одни не помнят ничего, другие – слишком многое

0
2779
 О привычке считать деньги в чужом кармане

О привычке считать деньги в чужом кармане

Содержимое кошелька ближнего всегда будоражит

0
2872
Убийца становится христианином

Убийца становится христианином

Вера Цветкова

В фильме "Варавва" показана трансформация человека от раба страстей до личности, обретшей гармонию

0
2952
Выставка  "Ars Sacra nova. От мифа к символу..."

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу..."

0
895

Другие новости