0
148
Газета Кино Печатная версия

07.10.2025 18:55:00

Глеб Калюжный становится "Первым на Олимпе"

Хрестоматийный байопик о прославленном спортсмене выходит в прокат

Тэги: кинопремтера, спортивная драма, первый на олимпе, артем михалков, байопик, олимпийский чемпион юрий тюкалов


кинопремтера, спортивная драма, первый на олимпе, артем михалков, байопик, олимпийский чемпион юрий тюкалов Маленького Юру Тюкалова сыграл Марк-Малик Мурашкин. Кадр из фильма

В российский прокат выходит «Первый на Олимпе» – спортивная драма режиссера Артема Михалкова, сюжет которой основан на биографии Юрия Тюкалова, первого в СССР олимпийского чемпиона по академической гребле. Зрелищный, но до этого момента обойденный вниманием новейшего отечественного кино вид спорта пытается вернуть популярность всему поджанру – с помощью динамичных сцен тренировок и соревнований и сильного актерского состава, в котором солируют Глеб Калюжный, Артем Быстров и Елена Лядова.

Потерявший родителей во время блокады Ленинграда, юный Юра Тюкалов (Калюжный) пытается встроиться в мирную жизнь. Его мучают воспоминания о трагической гибели отца, случившейся на глазах мальчика и непосредственно связанной с водой, лодками и греблей – они не дают покоя и требуют выхода. Однажды Юра видит тренировку гребцов и немедленно просится в группу. Не простую – речь о прославленном клубе «Красное знамя» и его инструкторах-супругах Вере (Лядова) и Михаиле (Быстров) Савримовичах. Первый заплыв – комом, в том числе из-за блокадных флешбэков, накрывающих Тюкалова в узкой лодке, однако, несмотря на скептицизм наблюдающего с берега вместе со всеми гэбиста Колосова (Андрей Смоляков), за которым последнее слово, Савримовичи и подглядывающий из ремонтного сарая за всем происходящим мудрый старик-лодочник Ильич (Владимир Ильин) видят в неопытном юноше будущее гребного спорта. И берутся за тренировки, практически заменяя Юре родителей и планомерно взращивая из него будущего двукратного олимпийского чемпиона. Поощряя при этом не только спортивные, но и творческие стремления парня – он талантливый художник и поступает в училище, где знакомится с Шурой (Ирина Паутова). Их любви, как и победам Тюкалова, до поры до времени мешает эхо войны.

«Первый на Олимпе» – канонический спортивный байопик, в котором зрелищные сцены собственно занятий спортом перемежаются драматичными эпизодами личной жизни героев. Первые сняты захватывающе, а с учетом того, что и Калюжный, и Быстров действительно тренировались и обучались гребле для своих ролей, еще и правдоподобно – оказывается, что и такой, на первый взгляд монотонный, вид спорта в кадре может превращаться в ожесточенную схватку, в которой все решают не только мышцы, но и разум. С этим у главного героя основная проблема, ведь очистить мысли нелегко, и каждый раз в лодке его коварно поджидают тяжелейшие воспоминания и мучительные переживания. Они – мостик между той самой спортивной и личной драмой, под которую отведена добрая половина картины.

Верные друзья, сильные соперники, коварный злодей, отвечающий еще и за обязательную политическую конъюнктуру – Смоляков по-прежнему органичен в этом образе, составляют проверенную, но уже будто бы сильно устаревшую и набившую оскомину формулу, когда-то превратившую основанные на реальных событиях истории атлетов в блокбастеры с миллионными сборами. «Первый на Олимпе» выполняет благую миссию по популяризации неизвестных широкой публике и подзабытых героев, однако идет по слишком уж протоптанной дорожке, на которой и самой неискушенной публике знаком каждый поворот. Даже столь удивительная судьба, как у Тюкалова, растворяется в наборе штампов и однотипных сцен и диалогов, будто бы унифицирующих пути всех спортсменов. Авторы, конечно, не забывают, что герой был еще и одаренным художником, но эта сторона его жизни, ставшая основной после завершения гребной карьеры, здесь превращается в фон для обязательной любовной линии, без которой тоже не обойтись.

А вот за что точно нужно отдать должное, так это за какую-никакую, но попытку исследовать приобретающую особую, печальную злободневность тему посттравматического расстройства. Оно, хоть и сведенное тут по большей части к повторяющимся флешбэкам, формирует Тюкалова и во многом определяет и его характер, и его достижения, и его взаимоотношения – всю их палитру. Тут и заменившие родительские фигуры тренеры, и невозможная любовь, и противостояние, как здоровое спортивное, так и нездоровое идеологическое. Этой психологической детали удается вдохнуть жизнь в пресный и мертворожденный сценарий, актуализировать его – впрочем, как и актерам, которые изо всех сил своих артистических талантов стараются играть нечто большее, чем функции, движущие сюжет к финальным титрам с благодарностями и информацией о судьбах прототипов. Справедливости ради стоит сказать, что добавить нечто новое к жанру спортивной драмы, при этом не уходя с территории зрительского, коммерческого кино, – задача со звездочкой. Благо великих спортсменов в истории еще предостаточно, так что шансы у кинематографистов есть.


Другие новости