НА ФОНЕ боевых действий в Чечне как-то на второй план отошли истинные причины напряженности на Кавказе - борьба за контроль над источниками запасов углеводородного сырья этого богатейшего региона мира и маршрутами его транспортировки. Судя по результатам визита в Баку президента Турции Сулеймана Демиреля, шансы России играть важную роль в транспортировке азербайджанской нефти через свою территорию катастрофически уменьшаются. По сообщению информационного агентства "ТУРАН", переговоры о строительстве нефтепровода Баку-Джейхан близки к завершению. Остались небольшие формальности. Не исключено, что соглашение может быть подписано уже в ноябре во время саммита ОБСЕ в Стамбуле.
Об этом свидетельствует и заявление руководства компании "Бритиш петролеум - Амоко", распространенного в Лондоне. Эта компания лидирует в освоении азербайджанских месторождений Азери, Чираг и Гюнешли. Раньше она критически относилась к идее строительства нефтепровода Баку-Джейхан, считая его высокозатратным и неэффективным. По оценкам экспертов, успех переговоров был обеспечен нажимом со стороны США, долго и упорно добивающихся исключения России из этого процесса.
Соответствующие комментарии из столицы Соединенных Штатов не заставили себя ждать. Министр энергетики США Билл Ричардсон поспешил заявить, что прокладка нефтепровода Баку-Джейхан является "правильным маршрутом", а решение компании "Бритиш петролеум - Амоко" поддержать проект его создания является "важной вехой". В своем заявлении, распространенном пресс-службой Министерства энергетики Соединенных Штатов по каналам мировых информационных агентств и сети Интернет, Билл Ричардсон указал, что Вашингтон поддерживает этот проект, считает его коммерчески обоснованным и готов для этого предоставить содействие по линии Экспортно-импортного банка, корпорации США по страхованию частных инвестиций за рубежом, а также Агентства США по торговле и развитию.
Соответствующие российские структуры должны внимательно задуматься над словами американского министра о том, что по экологическим причинам Босфорский пролив "не является долгосрочным решением" для проблемы транспортировки каспийской нефти. Не означает ли это в самом ближайшем будущем пересмотра правил судоходства в проливе с целью запрещения прохода по нему танкеров с нефтью из новороссийских терминалов?
О возможном развитии ситуации по этому варианту говорит и обсуждение вопроса транспортировки казахстанской нефти на встрече спецпредставителя президента и госсекретаря США по вопросам освоения энергоресурсов Каспийского моря Джона Вулфа с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Джон Вулф считает, что нефтепровод Баку-Джейхан освободит Казахстан от посредничества России в торговле с Западом.
Что же Россия? Ведь уже давно было ясно, что участок трубопровода через Чечню - самая настоящая "черная дыра". Как всегда, в Москве сильны задним умом. По данным РИА "Новости", строительство нефтепровода в обход мятежной республики начнется не раньше, чем через 10 дней. Только в октябре было зарегистрировано акционерное общество "Каспийско-Кавказское трубопроводное управление", которое будет вести работы. На сегодняшний день достигнута договоренность о привлечении гарантированных кредитов на строительство обходного маршрута в объеме 120 млн. долл. Общая же стоимость работ оценивается в 220-250 млн. долл. Согласно заявлению президента компании "Транснефть" Семена Вайнштока, переговоры о предоставлении кредита проведены со Сбербанком России, Европейским банком реконструкции и развития, ведутся также переговоры с другими западными банками. Однако трудно сказать, помогут ли хоть как-то изменить ситуацию эти явно запоздалые шаги российского руководства.