0
970
Газета СНГ Интернет-версия

18.07.2000 00:00:00

Геополитическая ловушка для Москвы

Тэги: ДКБ, безопасность, СНГ, договор


Следует заметить, что подписание 15 мая 1992 г. Договора о коллективной безопасности (ДКБ) странами - членами Содружества независимых государств, по существу, в то время не вызывалось какими бы то ни было объективными причинами. В 1992 г. никаких внешних серьезных угроз Содружеству не существовало. Крупномасштабные войны и конфликты находились в области гипотез и самых осторожных предположений. Столь поспешное, не лишенное определенной суетливости заключение Договора и по сей день вызывает немало вопросов.

Без практиЧеской ценности

Необходимость срочного заключения ДКБ не прослеживается даже в преамбуле самого документа. В первых строках его отмечается, что государства-участники, "руководствуясь декларациями о суверенитете Независимых Государств", "учитывая создание государствами-участниками собственных вооруженных сил", "принимая согласованные действия в интересах обеспечения коллективной безопасности" и, наконец, "признавая необходимость строгого выполнения заключенных договоров, касающихся сокращения вооружений, вооруженных сил и укрепления мер доверия", решили заключить Договор о коллективной безопасности.

Между тем все перечисленное отнюдь не является основательными причинами для создания военного союза. Особенно "необходимость строгого выполнения заключенных договоров, касающихся сокращения вооружений, вооруженных сил".

Столь же туманным является и текст самого Договора, практически ничего конкретного собой не представляющего. В частности, в нем говорится: "если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств - участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН".

Вместе с тем многие необходимые вопросы коллективной обороны подробно, с необходимой степенью детализации расписаны не были. В частности, Договором не предусматривались такие важные аспекты коллективной безопасности, как, например, разделение ролей, риска и ответственности за общую оборону. За восемь прошедших лет не проработаны практические механизмы осуществления многих положений документа. В число таких ключевых механизмов должны как минимум входить: общее оперативное планирование, система создания многонациональных формирований, условия возможного расквартирования войск (сил) за пределами национальной территории, механизмы переброски подкреплений, процедуры консультаций, общие стандарты вооружения и военной техники, совместные и объединенные учения.

Однако эйфория от внезапно свалившейся на среднеазиатские республики государственной независимости (за которую в этих протогосударствах ранее никто и не помышлял бороться), жажда полной свободы от бывшей метрополии привели к тому, что Договор о коллективной безопасности в целом так и остался набором деклараций о благих намерениях. Единственная попытка объединения усилий государств-участников в рамках коллективных миротворческих сил в Таджикистане окончилась практически ничем. Коллективные миротворческие силы окончательно материализовались в виде российской 201-й мотострелковой дивизии. А узбекские, казахские и прочие миротворцы, не проявившие по большому счету никаких особых боевых качеств, растаяли, как утренний туман в памирских горах.

Подавляющее большинство документов, принятых в рамках ДКБ, так и остались не имеющими практической ценности бумагами. А если попытаться описать атмосферу взаимоотношений между государствами - участниками Договора за последние годы, то не будет большим преувеличением сказать, что она характеризовалась взаимной подозрительностью, плохо скрываемыми чувствами национальной и культурной неприязни, явно выраженными желаниями решить свои проблемы за счет "старшего брата". Азимуты культурных, религиозных и идеологических ориентиров внутри ДКБ отличались порой не абсолютными величинами, а знаком, полярностью.

Кто противник?

Гипотетические противники в тексте Договора о коллективной безопасности не обозначены и не упомянуты. Очевидно, в те времена они не могли быть на Западе, поскольку именно туда были обращены алчные взоры лидеров и ведущих политиков всех новых независимых государств, ибо только с Западом связывались и продолжают связываться надежды на получение кредитов, масштабных инвестиций, на импорт высоких технологий и сбыт энергоресурсов - этот единственный конвертируемый товар, которым обладают некоторые государства - участники ДКБ.

Не существовало никаких противников ни на Востоке, ни тем более на Севере. Оставался один только Юг. Но и там не было никаких очевидных неприятелей, за исключением окончательно погрузившегося в свою внутреннюю смуту Афганистана, который, возможно, еще десятки лет будет пребывать в состоянии перманентной анархии и гражданской войны.

Таким образом, никакого, даже гипотетического противника для государств - участников ДКБ не существовало и не существует. Единственная и самая крупная угроза для этих стран - как этнические и религиозные стычки между ними самими, так и внутренние вооруженные конфликты. Однако для их локализации и ликвидации межгосударственных военных союзов не требуется.

Близорукость Москвы

И вот в мае 2000 г. наблюдается очередная попытка оживления этого в общем-то бесполезного для Российского Федерации договора. Следует отметить, что погружение России в весьма далекие от нее этнические и религиозные проблемы Средней Азии означает для нашей страны дальнейшую самоизоляцию от Европы. Можно предположить, что, участвуя именно в ДКБ, Российская Федерации может быть втянута в кровопролитные и изнуряющие конфликты на южных границах СНГ.

Россия в течение последнего столетия была локомотивом для среднеазиатских республик, ценой огромных усилий выводя их на столбовую дорогу цивилизации. В каком состоянии могли бы быть сейчас бывшие ханства и эмираты, находящиеся в стороне от мировых торговых путей и цивилизации, явственно показывает пример Афганистана.

Что же касается некоторых государств - участников ДКБ, то они по-прежнему проводят антироссийскую и антирусскую политику практически по всем направлениям, касается ли это маршрутов прокладки трубопроводов либо преследования русского языка в любых его проявлениях. На этом фоне Москва демонстрирует свою поразительную беззубость и всепрощенчество. "Пробуждение национального самосознания" в том же Таджикистане на рубеже 90-х гг. почему-то сопровождалось избиениями, грабежами, изнасилованиями и убийствами русскоязычной части населения, приведшими к массовому исходу из республики наиболее грамотной и квалифицированной части населения.

Надо наконец понять, что Россия сейчас слишком слаба, слишком разорена, слишком отстала от всего мира, чтобы взваливать на себя тяжелый мешок со среднеазиатскими проблемами и вновь играть какую бы то ни было роль старшего брата, тем более в непонятном по целям оборонном сообществе. Лучший из всех возможных "евразийцев" - президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в мае с.г. в Минске предельно четко обозначил суть ДКБ - российские поставки государствам-участникам Договора современного вооружения, военной техники, боеприпасов, военно-технического имущества по льготным ценам. Однако Россия не может в настоящее время быть бескорыстным донором и оказывать кому бы то ни было "льготную" помощь. Это является для экономики страны и ВПК, которые еще не вышли из затяжного системного кризиса, непосильным бременем.

Альтернатива

Древние говорили: "или быть сильным, или дружить с сильными". В этом отношении последовательные действия, например, прибалтийских государств по вступлению в военные структуры НАТО - четкое осознание своих национальных интересов.

Заслуживает понимания и украинский путь. Дистанцирование от всех возможных альянсов на территории бывшего СССР выглядит несомненно более правильным и более отвечающим национальным интересам Киева.

Что касается российского пути и единственно возможной для нашей страны альтернативы в сложившихся реалиях геополитической обстановки, то они могут заключаться в следующем: держаться по возможности отстраненно от всех возможных конфликтов, от всех возможных военных союзов, не втягиваться ни в какие авантюры ни в Европе типа косовской, ни тем более в Азии. Пора освободить себя от крайне вредных и абсолютно ненужных иллюзий, что ни один вопрос мировой политики не может решиться без России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
557
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
634
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
349
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
232

Другие новости