0
856
Газета СНГ Интернет-версия

20.12.2000 00:00:00

"Родители внушают мне, что Россия - великая страна..."

Тэги: Узбекистан, Россия, язык


В ташкентской школе # 34 проведен конкурс "Все о России...", участникам которого было предложено придумать оригинальные вопросы, имеющие отношение к российской истории, науке и культуре, связям Узбекистана с Россией, известным россиянам - космонавтам, актерам, писателям и поэтам, жизнь которых была связана с этим среднеазиатским краем.

Школу, основной контингент которой, кстати, составляют представители коренного населения, охватил настоящий бум, не было отбоя от желающих придумать самый интересный вопрос. Жюри конкурса оказалось заваленным сотнями предложений, свидетельствующих о том, что ребята изрядно поработали с источниками, выискивая самые удивительные сведения о России, россиянах и узбекско-российских отношениях. Добрая сотня наиболее интересных вопросов была передана в посольство России в Узбекистане, сотрудников которого также пригласили войти в состав конкурсного жюри. Интересно, что в посольстве не без удивления обнаружили, что ответить на все ребячьи вопросы отнюдь не легко и в знаниях дипломатов о своей Родине, оказывается, есть немало "белых пятен".

У конкурса, начатого в рядовой ташкентской школе, похоже, есть шансы перерасти в конкурс республиканский. Во всяком случае, республиканская газета для детей и подростков "Класс", издающаяся в Ташкенте, ставит перед собой задачу не только рассказать своим читателям о затее 34-й школы, но и предложить всем школьникам страны включиться в конкурсную игру "Все о России...".

Утверждения некоторых исследователей узбекско-российских отношений, что с момента приобретения Узбекистаном независимости начался процесс отделения друг от друга двух государств, видимо, не совсем точны. Особенно если говорить о "народной дипломатии". Да, в отношениях политиков двух государств за последние девять лет, прошедших после распада СССР, были свои подъемы и спады, большинство же жителей Узбекистана, и в частности коренной национальности, как проявляли к России большое уважение и неподдельный интерес, так и продолжают их проявлять. Не случайно, получив тетрадные листочки с ребячьими вопросами, члены жюри конкурса "Все о России..." в одном из них обнаружили такую приписку: "Мои родители все время внушают мне, что Россия - великая страна, что надо с уважением относиться к русскому народу, а мне старательно изучать русский язык, чтобы после окончания школы поступить учиться в один из российских вузов, как это когда-то сделали и мои родители".

Отношение к русскому языку в Узбекистане - хороший показатель истинного отношения к России.

В конце восьмидесятых - начале девяностых годов в Узбекистане родилась и с удивительной разрушительной силой прошла мощная националистическая волна, рожденная движением "Бирлик", руководители которого, впрочем, утверждали, что это вовсе не оголтелый национализм, а "пробуждение национального сознания, которое много лет было задавлено русским угнетением". Именно на волне этих настроений в Узбекистане был принят весьма жесткий закон о государственном языке. Этим законом русскоязычному населению предписывалось до 1999 года освоить узбекский язык, без знания которого продвижение по служебной лестнице становилось весьма затруднительным, а занятие каких-либо руководящих должностей и вовсе невозможно.

Реакция русскоязычных последовала незамедлительно: многие начали паковать чемоданы с намерением навсегда покинуть Узбекистан, полагая, что закон о языке - это только "цветочки". При этом расставание с Узбекистаном не всегда психологически было легким, ведь многие русские, родившиеся здесь, считали и до сих пор считают эту страну своей единственной родиной.

На принятие закона о языке, который лишь в малой степени предусматривал интересы некоренного меньшинства, прореагировали и представители коренной национальности, в спешном порядке забирая своих детей, учившихся в школах с русским языком обучения, и отправляя их в те классы, где обучение проводилось на узбекском. Не без влияния националистического всплеска Министерства народного образования республики в узбекских школах резко сократило количество часов, отводимых для преподавания русского языка. Стало очевидно: большинство учеников этих школ едва ли смогут научиться говорить по-русски.

В то же время в республике проходили бурные политические процессы. Ушел в тень "Бирлик", а вместе с ним и ощущение у русских, что им в стране уготована роль людей "второго сорта". Высказывания президента Ислама Каримова сводились к тому, что насильственные запреты относительно использования русского языка в общественной жизни Узбекистана нелепы и что быть или не быть русскому языку в этой стране, определит сама жизнь. Законодатели пересмотрели закон о языке, приняли новую редакцию, значительно смягчив прежние требования. А в классы с русским языком обучения вновь стали возвращаться ребята - представители коренного населения, родители которых прекрасно осознают необходимость и несомненную полезность двуязычия в узбекском обществе.

Ташкент


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
907
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
1615
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1872
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
3172

Другие новости