0
3730
Газета СНГ Печатная версия

08.11.2021 19:26:00

Узбекистан меняет Конституцию

Станет ли Шавкат Мирзиёев пожизненным президентом

Тэги: узбекистан, президент, мирзиев, конституция, реформа


узбекистан, президент, мирзиёев, конституция, реформа Шавкат Мирзиёев инициировал конституционную реформу. Фото с сайта www.president.uz

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев объявил о необходимости проведения в стране конституционной реформы. При этом он не стал конкретизировать, какие именно изменения планируется внести в Основной закон страны. Скептически настроенная часть общества считает, что в новой Конституции будут заложены большие возможности укрепления и пролонгации президентских полномочий. Однако, согласно более популярной точке зрения, узбекский лидер намерен идти по пути демократизации и наделить более широкими полномочиями органы местной власти.

Предложение о проведении конституционной реформы прозвучало в инаугурационной речи Шавката Мирзиёева в разделе о приоритетных направлениях развития Узбекистана на предстоящие пять лет. По его словам, для того чтобы двигаться дальше, «необходимо совершенствование Основного закона, который определит наше сегодняшнее и дальнейшее развитие». «Если мы обратимся к мировому опыту, то увидим, что во многих государствах в период кардинальных перемен проводились конституционные реформы», – подчеркнул Мирзиёев. Глава государства отметил, что Узбекистан уже никогда не свернет с пути демократических реформ.

Первые попытки изменить имидж страны были предприняты еще в 2010 году первым президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Речь шла о внесении изменений в Конституцию, обеспечивающих усиление роли парламента за счет сокращения президентских полномочий, повышение значимости политических партий в общественно-политической жизни Узбекистана и более высокую степень свободы СМИ (см. «НГ» от 16.11.10)

О каких изменениях пойдет речь сегодня, пока неизвестно. Источники «НГ», близкие к группе разработчиков, говорят, что главный вопрос будет касаться выборности главы государства. Но есть и другие направления конституционный реформы. Нынешняя Конституция Узбекистана была принята 8 декабря 1992 года. В нее несколько раз вносились изменения. В частности, в 2011 году срок президентских полномочий был сокращен с семи до пяти лет, была упразднена должность председателя кабмина, которую ранее занимал глава государства, и учреждена должность премьер-министра.

По мнению политолога Аркадия Дубнова, Мирзиёев обещанием провести конституционную реформу запустил достаточную интригу. «Нет ни одной страны в СНГ, которая бы за это время не меняла свою Конституцию. Только Узбекистан, по словам Мирзиёева, сохранил первую редакцию Основного закона, принятого в 1992 году. Если он с 1992 года не менялся, то, безусловно, пора приводить состояние де-юре в соответствие с состоянием де-факто в Узбекистане и обозначить перспективы страны. Ограничит ли новая Конституция сроки президентства Мирзиёева либо продлит их до бесконечности – это главная интрига, которая делает обещания новой Конституции чрезвычайно «кликабельной» темой и которая заинтересовала пространство далеко за пределами Узбекистана», – сказал «НГ» Аркадий Дубнов. По его словам, стоит исходить из того, что Мирзиёев пришел во власть надолго. Амбициозные планы модернизации Узбекистана, особенно в этой стране с традиционно консервативными традициями, требуют более двух сроков полномочий. Новая Конституция позволит, во-первых, увеличить срок президентства с пяти до шести или семи лет. Во-вторых, отсчет двух подряд президентских сроков можно будет вести со дня принятия новой Конституции. Таким образом, для модернизационных планов нынешнего главы узбекского государства открывается куда больше возможностей. В любом случае президентские выборы как инструмент прямого народовластия в Узбекистане сохранят и по туркменскому пути не пойдут. «Впереди у Мирзиёева официальный визит в Россию, потом утверждение стратегического партнерства с США, а поэтому вряд ли будут избраны действия, ведущие к утверждению пожизненного правления нынешнего узбекского лидера, что, конечно, противоречит демократическим инициативам официального Ташкента», – отметил Дубнов.

По мнению директора Центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиера Эргашева, кроме вопроса пролонгации президентских полномочий есть и другие направления конституционной реформы, которые уже давно назрели и необходимы. «Прежде всего в Конституцию и в закон об органах государственной власти на местах будут вноситься изменения, касающиеся местных органов власти (хокимиятов). Ключевая цель – децентрализация и передача значительной части полномочий. В частности, наполнение и исполнение местных бюджетов – это будет решаться на уровне областных и районных хокимиятов. Несомненно, конституционная реформа коснется взаимодействия между органами государственной власти на местах и махалинскими комитетами (органы местного самоуправления). Есть проекты или инициативы по реформированию системы центральных органов исполнительной власти. Но это только обсуждается. Пока же более четко и явно видно, что будет децентрализация и передача полномочий местным органам власти», – сказал «НГ» Эргашев. Эксперт считает, что новый этап политической и административной реформы будет очень широким, затрагивающим органы исполнительной и законодательной власти всех уровней, начиная с парламента и заканчивая областными и районными кенгашами (народными советами), а также органы самоуправления. По мнению Эргашева, произойдет смещение баланса полномочий от центра к периферии. Усилится также роль парламента.

Что же касается деятельности и роли политических партий, то, как отметил эксперт, юридического запрета на деятельность или регистрацию новых партий нет. В выборах могут участвовать все зарегистрированные политические партии. Поэтому любой группе, которая хочет участвовать в выборах, нужно создавать именно политическую партию, а не движение или инициативную группу. Требования к созданию политической партии утверждены, однако не все желающие могут их выполнить. По мнению Бахтиера Эргашева, существенных изменений в сфере деятельности и регистрации политических партий не предвидится, поскольку все изменения были проведены ранее.

Шавкат Мирзиёев также не забыл и о СМИ. Он объявил о том, что планируется усилить установленную законом ответственность должностных лиц государственных органов и организаций за действия, препятствующие работе средств массовой информации: установление цензуры, незаконное вмешательство в их деятельность, давление на сотрудников редакций, незаконное изъятие у них материалов и необходимых технических средств. Этот курс, по словам узбекского лидера, станет одним из важнейших направлений государственной политики Узбекистана. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Департизация регионов не касается "Единой России"

Департизация регионов не касается "Единой России"

Дарья Гармоненко

На предстоящих выборах одни губернаторы станут паровозами, а другие – баржами

0
301
Стоит ли форсировать проведение выборов в Ливии

Стоит ли форсировать проведение выборов в Ливии

Николай Плотников

Кандидаты на президентский пост делают ставку на Турцию

0
788
Дата послания президента выяснится после 17 января

Дата послания президента выяснится после 17 января

Дарья Гармоненко

От обращения Путина к Федеральному собранию ждут всего и сразу

0
3415
Пойдет ли власть на тюремную реформу

Пойдет ли власть на тюремную реформу

Екатерина Трифонова

"Пыточные скандалы" показали бездействие системы общественного контроля

0
3326

Другие новости

Загрузка...