0
7321
Газета СНГ Печатная версия

20.04.2025 20:05:00

Афганистан собирается быть транзитным хабом для Центральной Азии

Странам региона предлагают прямой путь к портам Индийского океана

Тэги: афганистан, транзитный хаб, центральная азия


афганистан, транзитный хаб, центральная азия Делегация во главе с министром сельского хозяйства Афганистана Отауллой Умаром посетила Узбекистан. Фото с сайта www.gov.uz

Решение Верховного суда РФ приостановить запрет деятельности движения «Талибан» (все еще находится в списке террористических организаций и запрещено в РФ), пришедшего к власти в Афганистане в 2021 году, открывает новую страницу в геополитике Центральной Азии. Это решение открывает для России перспективы участия в масштабных мультимодальных региональных проектах, таких как газопровод TAPI (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия) и Трансафганская железная дорога. И позволит странам Центральной Азии получить прямой доступ к портам Индийского океана и Персидского залива через территорию Афганистана.

Расширяя экономическое и политическое сотрудничество с Афганистаном, Россия укрепляет свои позиции в Центральной Азии, где уже присутствуют США, ЕС, Китай, Турция, Иран, Индия и Япония. Специальный представитель президента России по Афганистану Замир Кабулов отметил, что решение Верховного суда РФ о «Талибане» снимает правовые барьеры для полноценных отношений между Москвой и Кабулом. Он подчеркнул предстоящую совместную работу по развитию торгово-экономических связей, анонсировав российско-афганский деловой форум в Казани, проведение которого запланировано на середину мая. «Богатые минеральные ресурсы и стратегическое географическое положение Афганистана открывают значительные перспективы, позволяя стране стать важным транзитным мостом между Россией, Центральной и Южной Азией», – сказал Кабул Замиров в эфире телеканала «Россия 24».

Эксперты уже обсуждают возможное участие Афганистана в инфраструктурных проектах ШОС и ЕАЭС. Географическое положение и природные ресурсы страны делают Афганистан важным звеном в логистических цепочках между Южной и Центральной Азией. В этом контексте решение российского суда о «Талибане» приобретает не только политическое, но и прагматичное значение, особенно на фоне растущей конфронтации с Западом. И если США в свое время не удалось объединить Афганистан и Центральную Азию в рамках стратегии «Большая Центральная Азия», то это получится у России.

По сообщению информационного ресурса Eurasia Today, на предстоящем форуме в Казани будут рассматриваться проекты строительства железных дорог «Термез – Наибабад – Логар – Харлачи» и «Мазари-Шариф – Герат – Диларам – Кандагар – Чаман» общей протяженностью 573 км и пропускной способностью до 20 млн т грузов в год. Уже функционирует автокоридор через Восточный Афганистан (Киргизия – Таджикистан – Ваханский коридор – Пакистан).

Реализация этих проектов в соединении с другими мультимодальными маршрутами, а также с транспортной артерией Север-Юг обеспечит России и странам Центральной Азии выход к морям. Следующим этапом может стать строительство газопроводов TAPI для экспорта туркменского газа и, возможно, TAPI-2 для российского газа. Однако ключевым фактором для развития инфраструктуры является электрификация. Афганистан испытывает острый дефицит электроэнергии, в отдаленных районах электричество вырабатывается только при помощи генераторов или индивидуальных солнечных панелей. Без стабильного энергоснабжения и развитой железнодорожной сети разработка месторождений и экономический рост невозможны. Ввод линии электропередачи CASA-1000 потребует времени, поскольку нужно дождаться окончания строительства Камбаратинской ГЭС-1. Поэтому актуальным становится проект ЛЭП ТУТАП (Туркменистан – Узбекистан – Таджикистан – Афганистан – Пакистан), участие в котором Россия рассматривала еще в 2018 году. Эти проекты могут быть реализованы в рамках ШОС (см. «НГ» от 18.01.18).

Что касается положения женщин в Афганистане, эксперты считают приоритетной задачей экономическое развитие, которое позволит прекратить конфликты, привлечь мужчин к трудовой деятельности, а женщинам и девочкам – предоставить возможность учиться.

«Важно понимать, что Москва довольно долго шла к этому шагу (приостановке запрета на деятельность «Талибана» в России. – «НГ») и сделала это позже, чем, например, Казахстан и Киргизия», – отметил в беседе с «НГ» руководитель Центра общественной дипломатии и анализа мировой политики, научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Воробьев. К слову, Туркменистан и Узбекистан никаких санкций против движения не вводили. Таджикистан остается единственной страной Центральной Азии, которая не сняла табу с «Талибана».

«Мотивация Москвы похожа на мотивацию руководства стран Центральной Азии: риски, связанные с «Талибаном», существуют, но перспективы развития сотрудничества и стремление усилить влияние на нынешние афганские власти перевешивают эти риски. Вряд ли шаг Москвы несет какие-либо риски странам Центрально-Азиатского региона, равно как и самой России. Гораздо важнее устойчивость «Талибана» в Афганистане и политическая зрелость самих афганских властей», – подчеркнул эксперт.

В целом, по мнению Воробьева, решение Москвы выгодно и странам Центральной Азии, и самому Афганистану, а также самой России, которая из-за «изжившего себя» запрета несколько ограничивала себя в развитии связей с Кабулом. В будущем можно ожидать, что Москва планомерно будет наращивать разные формы экономического и логистического взаимодействия с Кабулом: торговля, строительство железных дорог, поставки энергоресурсов. Это не произойдет одномоментно, а будет идти по нарастающей, если в самом Афганистане не случится форс-мажора. «При этом Москва будет координировать свои шаги со странами Центральной Азии, которые заинтересованы примерно в том же, что и Москва: стабильность и безопасность, развитие торгово-экономических связей, энергетической кооперации и логистики. В условиях активизации Москвы делать это будет легче, и предполагается, что от этого должны выиграть все: и Россия, и страны Центральной Азии, и сам Афганистан», – отметил эксперт. Что касается рисков терроризма и экстремистской идеологии, то, по словам Воробьева, факт признания/непризнания «Талибана» мало на это влияет. К тому же существенный вклад в это вносит не «Талибан», а множество других исламистских группировок.

Например, для Душанбе угрозу представляет запрещенная в РФ террористическая группировка «Ансаруллах», которая практически полностью состоит из граждан Таджикистана. Афганский политолог Фахим Кухдоман сообщил местным СМИ о планируемом визите афганской правительственной делегации в Душанбе для обсуждения передачи афганского посольства представителям «Талибана» и условий контрактов на поставку таджикской электроэнергии в Афганистан.  


Читайте также


Разведка «Талибана» обнаружила пакистанский заговор против индийцев

Разведка «Талибана» обнаружила пакистанский заговор против индийцев

Андрей Серенко

Исламабад воспринимает бизнесменов как шпионов Нью-Дели в Афганистане

0
458
Узбекистан способен существенно изменить экономику Центральной Азии

Узбекистан способен существенно изменить экономику Центральной Азии

Андрей Захватов

В республике открыто новое крупное газовое месторождение

0
530
«Талибан» намерен при помощи Китая создать «Железный купол» для эмира

«Талибан» намерен при помощи Китая создать «Железный купол» для эмира

Андрей Серенко

Афганских специалистов по противовоздушной обороне отправляют на учебу в КНР

0
1782
Киргизия заставит Центральную Азию платить за воду

Киргизия заставит Центральную Азию платить за воду

Виктория Панфилова

Президент Узбекистана обсудит в Бишкеке проблему гидроресурсов

0
2839

Другие новости