0
159
Газета СНГ Печатная версия

28.10.2025 19:29:00

"Грузинская мечта" борется с врагами демократии

Власть и оппозиция видят друг в друге "нацистов"

Тэги: грузиснкая мечта, запрет оппозиционных партий, бойкот парламента, борьба с иноагентами


грузиснкая мечта, запрет оппозиционных партий, бойкот парламента, борьба с иноагентами Премьер-министр Ираклий Кобахидзе обещает «вражеским» силам тотальную зачистку. Фото Reuters

«Грузинская мечта» подала иск в Конституционный суд (КС) республики о запрете почти всех оппозиционных партий, которые отказались входить в парламент по итогам прошлогодних выборов. Однако о полной зачистке политического пространства пока говорить рано. Часть оппозиционеров решила пойти на компромисс и отказалась от бойкота подконтрольного правящей партии парламента.

Партия «Гахария за Грузию» 28 октября вернулась к работе в парламенте после почти годичного бойкота, объявленного ею в связи с несогласием с итогами выборов в Заксобрание. Как объяснил один из лидеров организации Георгий Шарашидзе, у правящей «Грузинской мечты» были проблемы с легитимностью, которые она создала себе принятием непопулярных законов и фальсификацией итогов голосования, но радикальная оппозиция помогла ей, когда устроила беспорядки 4 октября. После этого, с точки зрения Шарашидзе, продолжать забастовку было бессмысленно. Также в партии отмечают, что отказ от использования парламентской трибуны – это не только ошибка, но и преступление против собственных избирателей.

Первый день на рабочем месте выдался для оппозиционной партии противоречивым. С одной стороны, ее члены активно критиковали правительство за атаки на демократию, а с другой – выслушивали обвинения в предательстве и неблагодарности. «Вы должны быть благодарны каждому члену большинства за то, что они дали вам право сидеть здесь сегодня и называться депутатами парламента Грузии… Помните одно: в течение трех лет вам придется каждый день оправдываться, что вы не нацисты», – заявил член «Грузинской мечты» Ираклий Кирцхалиа.

«Гахария за Грузию» получила на последних парламентских выборах 7,76% голосов избирателей и смогла занять 12 мест в Заксобрании из 150. Она не сможет влиять на принятие законов в республике, но хотя бы остается в легальном пространстве. Другим политическим силам, судя по всему, не так повезло. В частности, 28 октября «Грузинская мечта» направила в Конституционный суд (КС) иск о запрете «Единого национального движения» (10% голосов избирателей), коалиции «За перемены» (11%) и «Сильной Грузии – Лело» (8,8%). По мнению правительства, они вредят государству. При этом ранее премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе обещал, что после зачистки в стране должны остаться всего несколько политических сил, зато они не будут вражескими.

Как пояснил спикер парламента Шалва Папуашвили, власти действуют в логике «обороняемой демократии». «Мы видим, что существуют партии, которые используются для нанесения вреда Грузии, для организации недемократической смены власти. Мы видим военную пропаганду, попытки нарушения территориальной целостности нашей страны и тому подобное… Наша главная цель – это те политические партии, которые являются главной движущей силой антигрузинских и антиконституционных действий… Демократия должна защищать себя от врагов демократии, которые пытаются использовать демократические инструменты против нее», – подчеркнул Папуашвили.

Также он пояснил, что грузинское законодательство в полной мере соответствует западным аналогам. В качестве примера он привел Молдавию, власти которой тоже не стесняются запрещать оппозиционные партии, объясняя это защитой демократических ценностей.

В свою очередь, генсек «Грузинской мечты» и мэр Тбилиси Каха Каладзе заявил, что главная цель властей – очистить страну от иноагентов. «В стране есть политические партии, которые управляются извне, выполняют внешние задачи. Это, конечно, очень сложно», – отметил Каладзе.

Противники правительства намерены сопротивляться до конца. В том числе «Сильная Грузия – Лело» подала в КС иск о признании неконституционным закона о запрете партий. Как сказал представитель политической силы Георгий Сиоридзе, в его организации не верят в справедливость грузинского суда, поэтому уже готовят обращение в ЕСПЧ.

Больше всего оппозиционеров тревожит положение, согласно которому «лицам, связанным» с запрещенными организациями, будет нельзя вступать в другие политические партии или создавать их. В «Грузинской мечте» утверждают, что речь идет только о членах партий, но правозащитники указывают, что в законе нет четких критериев и обстоятельств, опираясь на которые можно было бы установить связь. То есть угроза нависла над всеми сочувствующими оппозиционерам. Как бы там ни было, критики правительства говорят о попытке поразить в правах противников «Грузинской мечты». Вопрос только в масштабе репрессий.

Напомним, по итогам парламентских выборов 2024-го «Грузинская мечта» получила 53,93% голосов избирателей при явке в 58,94%. В связи с этим противники запрета партий говорят о том, что значительная часть общества будет, по сути, лишена права голоса.

Политолог Петре Мамрадзе согласен с существованием такой проблемы, но призывает не сгущать краски. «Еще в 2020-м таких людей было намного больше. Например, около полумиллиона человек голосовали не за «Единое национальное движение», а лично за экс-президента Михаила Саакашвили. Но сегодня ни он, ни его соратники не могут собрать даже сколько-нибудь приличный митинг… Конечно, одного запрета враждебных организаций недостаточно. Правительство должно работать с населением, особенно с молодежью, чтобы люди знали о том вреде, который нанес республике Саакашвили», – заявил «НГ» Мамрадзе.

Политолог Ника Читадзе считает, что действия властей приведут к укреплению диктатуры. «При этом грузинскую оппозицию толкают к дальнейшей радикализации, так как ее лишат возможности бороться за власть легальным путем», – сказал «НГ» Читадзе. Глава аналитического центра Geocase Виктор Кипиани тоже считает, что запрет партий обострит политический кризис в республике и даст повод Западу усилить свое давление. «При этом такие партии, как «Гахария за Грузию», вряд ли смогут что-то выиграть от расчистки оппозиционного пространства. Войдя в парламент, эта организация лишилась доверия критически настроенной части общества», – отметил эксперт.  


Читайте также


Статус иноагента сделают уголовным преступлением

Статус иноагента сделают уголовным преступлением

Иван Родин

Тремя административными штрафами в течение года политэмигрантов уже не напугать

0
3217
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
2720

Другие новости