Экс-премьер-министра Георгия Гахария Тбилисский городской суд заочно арестовал. Фото Reuters
«Грузинская мечта» атаковала «Гахария за Грузию» – единственную оппозиционную партию, согласившуюся войти в парламент. Ее лидера Георгия Гахария могут приговорить к 13 годам лишения свободы за решения, которые еще пару лет назад ставили ему в заслугу. Впрочем, это было до того, как политик ушел в оппозицию, превратившись из «эффективного менеджера» в «предателя и иноагента».
Тбилисский городской суд заочно арестовал бывшего премьер-министра Грузии и лидера партии «Гахария за Грузию» Георгия Гахария по обвинению в попытках втянуть республику в войну с Россией и дестабилизировать ситуацию внутри страны. Так, по версии следствия, в 2019 году Гахария, будучи секретарем Совета нацбезопасности и главой МВД, самовольно установил полицейский пост возле села Чорчана на границе с Южной Осетией. Силовики считают, что это было использовано «в качестве предлога для действий, направленных против территориальной целостности Грузии». Кроме того, в том же году Гахария жестоко подавил протесты в центре Тбилиси, которые были прозваны «Ночь Гаврилова».
Бывший глава правительства не признает себя виновным. По его словам, уголовное преследование политически мотивировано. Он напомнил, что основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили еще до парламентских выборов обещал посадить его в тюрьму в отместку за предательство.
«Для нашей политической партии и лично для меня, находящегося в эмиграции, это означает новый этап борьбы за сохранение европейского будущего Грузии… К сожалению, как демократические силы Грузии, так и Запад совместно проиграли борьбу против пропаганды. Однако мы не должны проиграть гораздо более важную битву – за сохранение европейской идеи в Грузии. Проигрыш этой борьбы приведет к серьезным и долгосрочным последствиям не только для нашей страны, но и для всего региона», – заявил Гахария.
Если суд признает экс-премьера виновным, он может провести в тюрьме до 13 лет. Впрочем, для этого бывшего премьера сначала нужно доставить на родину. С лета текущего года он находится в Германии, где начал работать в «Школе Герти» в качестве приглашенного исследователя. Область его интереса – евроинтеграция Грузии через призму европейской безопасности.
Спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили заявил, что такое трудоустройство – пример политической коррупции. «Будто бы он должен проводить исследование об интеграции Грузии в Европейский союз, а его финансирование также включает его визиты и интервью с высокопоставленными чиновниками Еврокомиссии и государств – членов ЕС. Политическая коррупция и наем иностранного политика для проведения политической повестки лежат прямо на ладони», – заявил Папуашвили.
Вместе с тем он признался, что у него мало надежд на экстрадицию Гахария в том случае, если Тбилиси попросит об этом Берлин. В частности, он напомнил, что ближайшие соратники Саакашвили, осужденные в Грузии за различные преступления, беспрепятственно разгуливают по Германии.
Член «Грузинской мечты» Ираклий Заркуа решил, что исследовательская деятельность Гахария – лучшее доказательство того, что грузинская политика переполнена иностранными агентами.
«Невозможно представить, чтобы человека, который находится в розыске и которому предъявлено обвинение, трудоустраивает правительство иностранного государства. Это прямо указывает на наши обоснованные подозрения в том, что он действовал по заказу иностранного государства. Это было заметно по его действиям. Гахария по факту мог перевести нас в конфронтацию с Россией. Уверен, что наш суд это рассмотрит и никому не удастся избежать вердикта. Саакашвили тоже так думал в свое время, но вот он в тюрьме», – заявил Заркуа.
Политолог Нино Скворцова рассказала «НГ», что грузинское общество неоднозначно отреагировало на заочный арест Гахария. Причем дело не столько в самом факте случившегося, сколько в выбранном для этого поводе.
«Ранее представители «Грузинской мечты» сами подчеркивали, что Гахария был эффективным министром внутренних дел, а позже – успешным кризисным менеджером в период пандемии на посту премьера. Более того, именно его действия на посту главы МВД подавались как одно из оснований для его дальнейшего карьерного роста. Не менее важен и контекст интерпретации июньских событий. На протяжении нескольких лет власть вела отсчет так называемых революционных сценариев именно от «Ночи Гаврилова», рассматривая разгон протеста как часть предотвращения дестабилизации, а не как эпизод, требующий уголовно-правовой оценки. На фоне такой длительной риторики перенос событий 20–21 июня в юридическую плоскость создает у части общества, включая сторонников самой «Грузинской мечты», ощущение, что нормы права начинают применяться тогда, когда в политическом процессе сокращается пространство для маневра и не остается возможностей для неформальных договоренностей между ключевыми акторами», – сказала Скворцова.
Что касается партии Гахария, то нарастание давления на ее лидера, вероятно, приведет к дальнейшему дистанцированию части однопартийцев, считает эксперт. Скворцова полагает, что перспективы «За Грузию» превратиться в альтернативу организации Бидзины Иванишвили («Грузинской мечты») будут сокращаться.

