Молдавскому премьер-министру Александру Мунтяну придется идти на непопулярные меры, чтобы договориться с МВФ. Фото Reuters
В октябре истек срок кредитного соглашения с Международным валютным фондом, и Республика Молдова (РМ) не получила предназначавшиеся ей в 2025 году почти 170 млн долл. Это вызвало бурную реакцию в обществе. Но министр финансов Андриан Гаврилицэ успокоил граждан, заявив, что «есть и другие источники финансирования, в первую очередь Евросоюз». Тем самым Кишинев показывает, что Молдавия уже на пороге ЕС и теперь Брюссель будет определять требования к монетарной политике РМ.
Блокировка транша МВФ в 170 млн долл. вызвала многочисленные реакции как в политической среде, так и среди экспертов. Мэр Кишинева Ион Чебан, один из лидеров блока «Альтернатива», назвал ситуацию «выходящей за рамки нормы» и раскритиковал правительство за отсутствие прозрачности. Он подчеркнул, что задержка транша может негативно сказаться на отношениях Молдавии с другими внешними партнерами.
Бывший премьер-министр и лидер Либерал-демократической партии Влад Филат назвал ситуацию провалом властей программы с МВФ.
«Правящая партия провалила собственную экономическую модель: живешь за счет долгов, показываешь инвестиции лишь на бумаге и теряешь международное доверие. Теперь, когда МВФ остановил финансирование, Молдова осталась с огромными долгами, незаконченными реформами и потерей доверия», – написал Филат.
В то же время председатель парламента Игорь Гросу заявил, что «Молдова имеет многолетние отношения с МВФ» и сотрудничество продолжится даже без последнего транша.
«Есть вещи, с которыми мы не согласны, есть и такие, с которыми согласны. Но даже если этот транш не пришел, мы нашли решения. Нужно спросить у них, что им не понравилось. Они приедут в декабре – пусть скажут», – отметил спикер. И добавил, что некоторые рекомендации МВФ по бюджетной политике не соответствуют видению правительства: «Некоторые говорят, что не нужно увеличивать зарплаты или пенсии, но мы считаем, что помощь людям необходима».
Несмотря на это, новый премьер-министр Александру Мунтяну, работавший много лет на Украине и приглашенный президентом Майей Санду, на днях говорил о необходимости увеличения пенсионного срока. Что в общем-то совпадает с политикой МВФ, предлагающей слаборазвитым странам сократить траты на социальные нужды.
Министр финансов Андриан Гаврилицэ не считает, что приостановка траншей МВФ несет за собой финансовые риски. Об этом он заявил, представляя в парламенте поправки в бюджет на 2025 год.
«Есть и другие источники финансирования, в первую очередь Евросоюз. Поэтому вопрос не в том, что есть какие-то риски недофинансирования. Основной вопрос – как правильно потратить деньги с максимальной отдачей», – заявил Гаврилицэ.
На вопрос журналистов о том, является ли решение МВФ следствием задержек в выполнении налоговых и управленческих обязательств, министр дал уклончивый ответ.
Тем временем МВФ уточнил, что транш в размере примерно 170 млн долл. не был перечислен именно из-за задержек в выполнении обязательств.
Ранее депутат правящей партии и бывшая министр финансов Виктория Белоус отметила, что, хотя программа с МВФ завершилась, организация остается «важным партнером развития». Она пояснила, что средства, изначально планируемые со стороны МВФ, были заменены финансированием в рамках плана роста из ЕС.
По мнению Стаса Мадана, директора программ в Expert-Grup, невыплата последнего транша подает рынку плохой сигнал. «Для Молдовы программы с МВФ всегда были барометром макроэкономической стабильности и давлением на правительство, чтобы даже непопулярные, но необходимые реформы реализовывались. Кроме того, программы других партнеров часто привязываются к прогрессу по линии МВФ», – отметил эксперт.
Он пояснил, что последствия сейчас будут не такими болезненными, как в прошлые годы, благодаря европейской интеграции и более строгому мониторингу со стороны европейских структур. Но очень важно, чтобы новое правительство возобновило диалог с МВФ и продвинулось к новому соглашению.
Местная пресса отмечает, что МВФ продвигает интересы США, которые имеют наибольшую долю голосов в фонде – 16,51%, что дает им право вето при принятии важных решений. Заявления молдавских чиновников, ссылающихся на то, что «у них и так достаточно денег, полученных от ЕС в рамках плана развития», четко дают понять заокеанским политикам, что Евросоюз уже считает территорию Молдавии своей и сам будет определять требования к монетарной политике сателлита.
«Молдавские ведомости» напоминают, что завершившаяся программа с МВФ была принята еще в 2021 году, когда Республика Молдова не была страной – кандидатом в ЕС. Но теперь многое изменилось.

