0
1304
Газета Дипкурьер Интернет-версия

23.05.2005 00:00:00

Карты есть. Куда идем – неясно

Артем Мальгин

Об авторе: Артем Владимирович Мальгин - кандидат политических наук, доцент МГИМО.

Тэги: саммит, россия, ес


саммит, россия, ес Участники московского саммита весьма уверенно смотрят в будущее.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Несмотря на крайне неблагоприятное информационное поле, саммит Россия–ЕС 10 мая завершился вполне конкретными и ожидаемыми результатами – были подписаны «дорожные карты» по четырем общим пространствам. Наверное, это событие можно было бы считать этапным, стоящим в одном ряду с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве 1994 г., Стратегией ЕС в отношении России и «ответной» Стратегией России, обмен которыми состоялся в 1999 г., хотя есть целый ряд аргументов, говорящих и об обратном.

Хотя бы тот факт, что выход на эти документы занял целых два года. Другое дело, что потенциально успешная реализация содержания карт может затенить этот факт. Действительно, впервые после СПС Россия и ЕС определили обширный, хотя и весьма неравномерный список своих приоритетов и направлений работы. В случае реализации всего запланированного, прежде всего в рамках Общего экономического пространства, можно говорить о наличии как минимум статуса ассоциации в отношениях России и ЕС. При этом ассоциации предельно высокого уровня, который в свое время для таких стран, как Греция, Испания, Португалия, был переходным к полноправному членству в Европейских сообществах. Можно это также сравнить и с тем списком aquis communoutaire, представленным для освоения странам ЦВЕ.

Карты внутренней, внешней безопасности и гуманитарного пространства еще больше подчеркивают стремление к зрелым отношениям. Однако во всех этих концепциях не хватает «малого» – цели. Непонятно, к чему мы будем двигаться, преодолевая различные пункты, отмеченные на «картах». Неясен темп нашего продвижения, слабо обозначены его промежуточные вехи. Все это традиционная болезнь российской политики на европейском направлении – мы не знаем, чего хотим стратегически. А если и знаем, то скрываем и боимся это закрепить документально. Если мы искренне верим в желательность и возможность выполнения намеченного, то стоило бы записать это в соответствующих документах. Например, в Послании президента Федеральному собранию. Или же следует обновить упоминавшуюся российскую Стратегию по развитию отношений с ЕС, вычеркнув из нее слова о том, что мы «в обозримой перспективе не стремимся к отношениям ассоциации». Готово ли к этому российское внешнеполитическое сообщество, прежде всего психологически? Преддверием ответа должна стать широкая по охвату и целенаправленная по тематике дискуссия. После того как ответ мы дадим себе (надеюсь, что он будет утвердительным), подобный вопрос может быть поставлен и перед ЕС.

Следует также понимать, что период ответов-вопросов вряд ли стоит затягивать. Хотя бы потому, что в 2007 году истекает срок действия старого СПС. Приступать к переговорам о новом соглашении без «идеологической ясности» вряд ли разумно. Паллиатив продления СПС или нахождение юридически невнятной формулы очередного «партнерства» также не решит долгосрочных проблем. На фоне паллиативов в качестве базового документа «дорожные карты» будут выглядеть примерно как Римская декларация 2002 г. между Москвой и НАТО, которой мы «обновили» отношения с альянсом, опирающиеся на изначально слабый Основополагающий акт 1997 г. Не следует это воспроизводить на гораздо более важном треке европейской политики. Кстати, параллели «карт» и российско-натовских документов проявляются и в том, что ни те ни другие не носят юридически обязывающего характера. А это означает, что возможная реализация положений «карт» плохо вписывается в механизмы европейской и российской бюрократии, что, в свою очередь, будет требовать огромной дополнительной распорядительной и нормотворческой активности.

Ни «карты», ни сам контекст саммита, на котором они были приняты, к сожалению, не дали ответа на такой обостряющийся вопрос: как европейские страны СНГ, прежде всего Украина, будут включены в пространства экономического и внешнеполитического взаимодействия России и ЕС. Отсутствие такого ответа – вполне объяснимый шаг сторон, утомленных долгими переговорами, но очевидно, что этот сюжет будет реально корректировать двусторонние отношения Москвы и Брюсселя. При этом корректировка будет происходить безотносительно к тому, насколько радикален или лоялен Киев (а потенциально также Минск и Кишинев) в отношении Москвы.

На настоящий момент реальная польза «карт» состоит в том, что они, во-первых, дали очередной политический импульс отношениям Москвы и Брюсселя. После годового охлаждения в отношениях это важно. Во-вторых, «карты» вчерне определили будущие пункты повестки переговоров по новому соглашению между Россией и ЕС, создав необходимый дипломатический задел. Срок их жизни при оптимистичном сценарии быстрого выхода на новое соглашение Россия–ЕС может оказаться недолгим – до 4 лет. В этот срок «карты» должны быть максимально отработаны, с тем чтобы следующий этап повестки отношений Москвы и Брюсселя формировался на основе плотной сети секторальных, технических соглашений, минимальных общих стандартов и понимания цели дальнейшего движения.

В-третьих, «карты», при их соответствующей внутриполитической подаче, могут стать серьезным фактором динамизации российских реформ – от антимонопольного регулирования до уголовно-процессуального законодательства. Может, это сравнение кому-то покажется обидным, но этот процесс мог бы напоминать то, что сейчас происходит в Турции. Вместе с тем позиция России в этой ситуации была бы более выгодна – нам не нужно бороться за место в ЕС, а значит, и степень уступчивости по действительно принципиальным вопросам у нас была бы значительно ниже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На ПМЭФ энергию провозгласили синонимом прогресса

На ПМЭФ энергию провозгласили синонимом прогресса

Елена Крапчатова

Академик РАН Александр Дынкин рассказал о главных тезисах доклада Игоря Сечина на  энергетической панели Петербургского экономического форума

0
344
В Киеве анонсировали отставку премьера Шмыгаля

В Киеве анонсировали отставку премьера Шмыгаля

Наталья Приходко

Глава правительства оценил размеры бюджетной дыры на фоне коррупционных скандалов

0
420
Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Ольга Соловьева

Объем поставок по альтернативным каналам может превысить 27 миллиардов долларов в этом году

0
411
Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Иван Родин

В региональных отделениях партии стартовало обсуждение политического отчета ЦК

0
469

Другие новости