0
2570
Газета Дипкурьер Интернет-версия

10.04.2006 00:00:00

Этнический эгоизм

Александр Русецкий

Об авторе: Александр Русецкий - конфликтолог, исполнительный директор Южно-Кавказского института региональной безопасности (SCIRS).

Тэги: грузия, саакашвили, демократия


грузия, саакашвили, демократия Недовольство политикой Михаила Саакашвили все чаще выражают сами грузины.
Фото Reuters

Главная беда сегодняшней Грузии заключается в том, что демократия здесь не одна на всех. И вообще, она не для всех, она пока что только для избранных. Процесс этнического сворачивания с конца 80-х годов прошлого столетия привел к тому, что в полиэтническом обществе Грузии появились сразу два непримиримых с Тбилиси этнократических режима – в Сухуми и в Цхинвали. А также огромное количество разнородных нацменьшинств, которые этими режимами в разной степени дискриминируются. При этом, например, на территории Абхазии и в цхинвальском регионе, вместе с другими дискриминируются десятки тысяч этнических грузин.

Как бы ни рекламировали тбилисские политики достижения в области демократических преобразований, проблема защиты различных категорий меньшинств в стране не только не решена, но в этом направлении нет серьезных сдвигов по ее решению. В Цхинвали, так же как и в Сухуми, абсолютно не считаются с мнениями грузинской общины, они вообще не представлены в органах управления. Если в Тбилиси помпезно, пусть и с целью политической рекламы, переименовывают улицы или открывают памятники осетинским или абхазским общественным деятелям, то в Сухуми и в Цхинвали процессы носят обратный характер.

Создавшаяся обстановка на руку ультранационалистам, которые поддерживались и будут поддерживаться спецслужбами зарубежных стран, имеющих в Грузии конкретные интересы. Происходит столкновение двух пар ультранационалистических проектов. Например, южноосетинские экстремисты поддерживают идею выселения с территории региона этнических грузин с последующим вселением в грузинские деревни этнических осетин, проживающих в других регионах Грузии, и в конечном счете видят присоединение этой территории к Северной Осетии и создание единой Алании.

Грузинские ультранационалисты мечтают о том, как выселить этнических осетин из Цхинвальского региона и заселить его грузинами. При этом они солидарны с осетинскими коллегами в вопросе выселения этнических осетин из других регионов Грузии. Здесь их интересы пересекаются. Именно поэтому этнические осетины – граждане Грузии из Боржомского ущелья или из Тбилиси – стали первыми жертвами этого процесса. А в Панкисском ущелье осетинские села опустели еще и под давлением местных кистинцев и чеченских беженцев.

Грузино-абхазский и грузино-южноосетинский конфликты имеют и другое измерение. Грузия и Россия ведут ожесточенную борьбу за влияние в Абхазии и Южной Осетии. Для России контроль над этими территориями и влияние на политические решения в Тбилиси – задача-минимум. Задача-максимум – подчинение всей Грузии. Но здесь в игру вступают другие геополитические игроки, и прежде всего США. К сожалению, многосоставность этих конфликтов в работах экспертов и аналитиков часто не находит отражения и сводится лишь к одному аспекту. Одни говорят о межэтническом конфликте, другие – о конфликте межгосударственном между Грузией и Россией. Но системное понимание этих конфликтов еще не сформировано. Именно поэтому конфликты не решаются. Те, кому они нужны, слишком сильны и многочисленны, а те, кто от этих конфликтов страдает, – слабы и неорганизованны.

Проблема усугубляется и низкой легитимностью политических структур. На сегодня все политические структуры в Грузии, как и на Южном Кавказе в целом, имеют низкий уровень легитимности, не дающий им морального права управлять системами, на управление которыми они претендуют. Конечно, уровень легитимности тбилисского режима существенно выше сухумского и цхинвальского. В конце концов, он признан на международном уровне. Однако даже он недостаточен для устойчивого развития Грузии. В 20-е годы прошлого столетия страна распалась. Тогда часть территории Грузии отошла Азербайджану, часть – Армении, часть – России, а часть – Турции. И этот прецедент может повториться. Ошибки, допускаемые властями Грузии, и подрывная деятельность внешних сил могут сделать этот процесс вполне реальным.

Некоторые державы открыто и безнравственно поддерживают этнократические режимы, имеющие неонацистский оттенок, и косовская авантюра тому пример. Она может отозваться не только в Грузии, но и на всем постсоветском пространстве, включая Россию.

Возможен ли иной путь? Какими бы демократическими лозунгами и референдумами этнократические режимы ни прикрывали свою нравственную наготу, очевидно, что построение гражданской демократии на подконтрольных им территориях практически неосуществимо. Это станет возможным, если возникнут силы, способные противостоять этническому эгоизму. А это случится лишь при определенных условиях, когда составляющие системы придут к общему пониманию горя и боли, которую друг другу причинили; когда созреет необходимость развития сотрудничества между элитами; когда будут отстранены от принятия решений «ястребы»; когда элиты создадут общее видение общего будущего. В противном случае ужасы конфликтов будут продолжаться. Таким образом, основная задача для устойчивого развития Грузии сводится к построению единого демократического сообщества.

Секрет сохранения целостности Грузии прост: стремление к постоянному повышению уровня легитимности политических институтов на всех уровнях. Это возможно лишь при увеличении глубины демократических реформ. При условии, что демократия будет для всех. К сожалению, в Грузии ничего похожего мы сейчас не видим, и это может закончиться трагедией не только для Грузии со всеми ее «советскими» автономиями. Тогда целостность Грузии спасет лишь 11-я красная армия, части которой вошли в страну в 1921 году, покончив с Грузинской демократической республикой. И не будет иметь значения, с какой стороны они войдут на этот раз.

Тбилиси


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
900
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1087
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
531
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
362

Другие новости