0
2001
Газета Дипкурьер Интернет-версия

04.02.2008 00:00:00

Когда часть хочет стать целым

Александр Русецкий

Об авторе: Александр Русецкий - директор Южнокавказского института региональной безопасности.

Тэги: косово, независимость, конфликт, идеология


Миллионы людей надеются, что развязывание косовского узла приблизит решение аналогичных проблем в других регионах. И от того, какие решения будут приняты, зависит судьба людей и целых народов, проживающих в различных уголках мира.

В то же время уровень интернационализации косовского конфликта настолько высок, что создает серьезную угрозу для международной безопасности. Слишком много сил вовлечено в этот конфликт, слишком много сделано ставок, слишком сложно признавать ошибки, допущенные на самом высоком уровне. Ошибки в организации процесса принятия решения на международном уровне по разрешению этой сложной проблемы могут привести к непоправимым последствиям для всей цивилизации.

Фундаментальная проблема в конфликтах, по сложности подобных косовскому, состоит в том, что лишь незначительная часть реальных конфликтных задач лежит на поверхности. Дело в том, что интересы многих формальных и неформальных участников этих конфликтов либо скрыты полностью, либо представлены частично. А заинтересованные в конфликте группы (и прежде всего геополитические), имея прямые и косвенные интересы, пытаются предстать посредниками и святыми отцами-миротворцами.

Во всех случаях – на Балканах или на Кавказе – отмечается упорная попытка сведения этих многосоставных и сложных конфликтов к этническим или в крайнем случае к этнополитическим. Эта настойчивость есть не что иное, как желание скрыть реальные интересы нелегальных геополитических и геоэкономических игроков. Искусственная этнизация противоречий приводит к их неадекватному восприятию, а это, в свою очередь, создает предпосылки к неверному толкованию и формированию квазимиротворческих процессов. При этом интересы непосредственных участников (имеются в виду стороны конфликта, имеющие непосредственное соприкосновение и угрозу взаимного уничтожения) учитываются минимальным образом.

На эти квазимиротворческие процессы затрачиваются миллиардные инвестиции, а экономический эффект от них несопоставимо мал. У населения конфликтных зон формируются недоверие и злоба к международным миротворческим контингентам и наблюдателям, которые обогащаются, по их мнению, за счет бедствия этих регионов.

«Сколько бы Запад ни говорил о нераспространении косовской развязки на другие территории (Молдавия, Грузия, Азербайджан и Армения), ни выступал чуть ли не гарантом территориальной целостности той же Грузии, признание независимости Косово со взятым в качестве главенствующего принципом народа на самоопределение вызовет мощнейший резонанс в Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе и Приднестровье», – говорят одни. Другие считают, что этот процесс коснется и ряда регионов Российской Федерации, что не лишено оснований и вызывает серьезную озабоченность российских экспертов. Да и не только российских.

При этом идеологическая сущность конфликтов держится на противопоставлении двух фундаментальных принципов: принципа народа на самоопределение и принципа территориальной целостности государства. Полемика продолжается десятилетиями и досталась в наследство нам от века минувшего. На самом деле при желании эти два принципа можно вполне рассматривать как совместимые и не противоречащие друг другу.

Но для этого необходимо, во-первых, действительно желать мирного урегулирования конфликтов с максимальной выгодой для противоборствующих сторон (по принципу win-win), отказаться от политики перетягивания каната, а во-вторых – понять, почему так происходит, что часть народа присваивает себе право говорить от лица всего народа.

Как в косовском, так и в абхазском, цхинвальском и карабахском конфликтах население этих территориальных образований не является моноэтническим. Во всех четырех случаях общество разделено на две части по идеологической линии – часть населения желает отделения, а часть – нет. Не во всех этих случаях эта линия идеологического противостояния совпадает с линией этнического и конфессионального расслоения общества.

Так, в случае абхазского конфликта по разные стороны баррикад оказались тысячи однофамильцев и родственников. Абхазское общество представляет целую палитру этнических групп, имеющих различные претензии и обособленные интересы. В случае южноосетинского конфликта число смешанных семей так велико, что почти нет семьи, где не было бы родственных связей с «противной» стороной. Косовский и карабахский конфликты более схожи по своей структуре. Важное их отличие заключается в том, что этническое размежевание и глубина противостояния намного больше – линия раздела одновременно проходит по границе идеологического, этнического, языкового и конфессионального отличия. Эта глубина особенно поддерживается за счет четкой конфессиональной разницы. В глобальной и традиционной мусульманско-христианской конкурентной борьбе эти два конфликта компенсируют друг друга. Даже в случае признания этих государственных образований как независимых соблюдается некий «геоконфессиональный» баланс. В выигрыше остаются карабахские армяне и косовские албанцы. В проигрыше азербайджанцы («древние албанцы») и сербы. В случае же конфликтов в Абхазии и в Цхинвальском регионе конфессиональная составляющая не столь велика, хотя и присутствует.

О вреде мажоритарной демократии

Во всех четырех случаях наблюдается попытка вооруженного противостояния между сепаратистами и той частью населения, которая по ряду причин не желает отделяться. При этом процентное соотношение совершенно разное.

Так, если в Косово того желает албанское большинство, а сербы оказались в подавляющем меньшинстве, то в случае Абхазии, даже если учесть массовое этническое выдавливание грузинского, а точнее – прогрузинского населения, сепаратисты не имеют подавляющего большинства. Та же ситуация наблюдается и в Южной Осетии. В обоих случаях происходит формирование параллельных структур власти, контролируемых из различных центров сил. Это создает прецедент двоевластия и институционализации гражданского противостояния. Попытки выровнять эти асимметричные процессы формирования социальных институтов у многих вызывают опасения, так как этот процесс, принявший в Грузии (особенно после революции роз) силу и размах, рассматривается как деструктивный и направленный на ломку существующих переговорных форматов. Но именно трансформация этих форматов и их демократизация и гуманизация могут содействовать построению новой инфраструктуры миротворческих процессов и позволит отойти от квазимиротворческих форматов, на которых цинично не представлены несепаратистские слои населения конфликтных зон. А в случае Карабаха не представлены и сами сепаратисты. В этом конфликте территорию государственного образования в основном контролируют сепаратисты.

Создается впечатление, что в основе тотальных этнических чисток лежит желание привести баланс населения к такому показателю, чтобы решение за отделение принималось бы подавляющим числом граждан. Однако такого типа мажоритарные авантюры должны рассматриваться в разряде преступлений против человечности. Хотя эти процессы нельзя рассматривать в отрыве от тех, которые происходили на территории всего Азербайджана в целом.

О референдумах

На территориях всех этих конфликтных зон проводились референдумы. И эта демократическая форма волеизъявления народа использовалась как политическая технология для обеспечения просепаратистской пропаганды. В процессе проведения этих мероприятий в них участвовали лишь те, кто заведомо был сторонником сепарации (!). Так какой же смысл, кроме как не идеологической пропаганды, эти акции могли иметь?

Они проводились не во всем обществе, а лишь в его части. Мнение остальной части населения полностью игнорировалось. И игнорируется по сей день. Мажоритарное голосование заведомо обрекает часть населения в разделенных обществах на дискриминацию их политических, экономических и культурных прав.

На самом деле даже в случае с Косово сербы, которые в результате неравномерного демографического развития и этнических чисток оказались в подавляющем меньшинстве, должны были при поддержке международного сообщества обладать правом вето, как существенная и коренная часть населения этого региона. Их судьбу могут разделить в скором будущем и другие регионы Европы, если не будут созданы механизмы защиты прав тех групп населения, демографическое развитие которых сдерживается определенными социально-экономическими и культурными факторами. Такие группы не должны быть обречены на вымирание, так как являются уникальными носителями истории и культурных ценностей.

Именно игнорирование их прав и интересов приводит к формированию агрессивного поведения – политического экстремизма, разновидностью которого и является сепаратизм. В этом контексте сепаратизм присущ каждой из групп, так как в нем находят средство защиты от поведения более сильных соседей. Наряду с абхазским и осетинским существует и грузинский сепаратизм. А наряду с грузинским национализмом – национализм абхазский и осетинский. Есть даже такое определение национализма: «Национализм – это когда часть хочет стать целым».

Каждый конфликт не только проблема, но и возможность для поиска и нахождения механизмов разрешения целого ряда противоречий. Это Богом посланное испытание всем нам – прямо или косвенно участвующим в этих противоречиях в различных ролях и статусах.

И объединение усилий по выходу из этих критических обстоятельств позволит нам с большим оптимизмом смотреть на перспективы развития человечества и находить способы объединять усилия перед новыми угрозами и вызовами, которые нам преподносит XXI век.

Либо цивилизация выйдет в этой сфере на новый уровень развития в результате эффективного сотрудничества, либо Косово станет еще одним балластом, тянущим нас в апокалиптическую пропасть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
888
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1068
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
523
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
358

Другие новости