0
2103
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.02.2009 00:00:00

Переформатирование присутствия

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Фененко - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН.

Тэги: сша, ирак, войска


сша, ирак, войска Многие задаются вопросом: действительно ли американцы намерены уходить?
Фото Reuters

Вступление в должность нового президента США вновь обострило дискуссии о выводе американских войск из Ирака. На следующий день после инаугурации Барак Обама призвал Пентагон разработать соглашение о дислокации американских войск на иракской территории и план их «ответственного вывода» из этой страны. Американский посол в Ираке Райан Крокер отметил, что Вашингтон и Багдад должны согласовать процедуру вывода американских войск. В ответ министр обороны Ирака Мухаммед Джасем заявил, что иракские военные должны быть готовы к самым трудным ситуациям в случае поспешного ухода американцев из страны.

Американские СМИ наперебой заговорили о том, что в скором времени США избавятся от груза неудачной войны. Весь «прогрессивный мир» приготовился рукоплескать пацифизму нового президента. Вопрос, однако, в том, действительно ли американцы намерены уходить.

Идея вывода американских войск из Ирака возникла после поражения республиканцев на выборах в Конгресс 7 ноября 2006 года. С тех пор демократы неоднократно ставили вопрос об изменении стратегии в Ираке. В декабре 2006 года согласительная комиссия Сената во главе с демократом Ли Гамильтоном и республиканцем Джеймсом Бейкером рекомендовала Белому дому, в частности, усилить обучение иракских военных специалистов и обсудить иракский вопрос с Сирией и Ираном. В апреле 2007 года Конгресс принял законопроект о выводе войск до конца 2008 года (который, правда, так и не вступил в силу из-за наложенного на него вето президента). В ходе предвыборной кампании Обама заявлял, что ввод американских войск в Ирак был ошибкой и в интересах США уйти оттуда как можно скорее. Подобные шаги создали демократам репутацию противников войны.

Администрация Джорджа Буша внешне отнекивалась от этих советов. На практике республиканцы учли многие пожелания оппонентов. Еще в январе 2007 года Белый дом провозгласил «новую иракскую политику» и изменил тактику ведения войны. Вашингтон увеличил свой контингент и стал подключать создающуюся иракскую армию к проведению антитеррористических операций. Американцы привлекали на свою сторону умеренных шиитских и суннитских лидеров и сдерживали сепаратизм курдов. США пошли на диалог с Сирией и Ираном по обеспечению безопасности иракских границ и периодически давили на Турцию, сдерживая ее антикурдские настроения. На смену лобовым операциям Пентагона вроде штурма Фаллуджи 2004 года пришла более тонкая игра на противоречиях между различными кланами и группировками. Вполне в духе демократов, предлагавших воевать в Ираке руками самих иракцев.

Более того: еще при Буше Белый дом заговорил о необходимости изменить формат операции в Ираке. В ноябре 2007 года Джордж Буш и премьер-министр Ирака Нури аль-Малики договорились подписать соглашение о будущем статусе американских войск в Ираке. Осенью 2008 года Багдад предложил внести в соглашение серию поправок: разрешить иракским судам привлекать американских военных к ответственности за совершение преступлений и гарантировать неиспользование иракской территории для нападения на другие страны. Вашингтон с таким проектом согласился, и в минувшем ноябре Соединенные Штаты подписали с Ираком соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности. Американцы пообещали прекратить патрулирование иракских городов в 2009 году и покинуть иракскую территорию к концу 2011 года.

Накануне Нового года министр обороны Роберт Гейтc на страницах журнала Foreign Affairs объявил, что в обозримом будущем в Ираке сохранится присутствие американских военных советников и продолжится проведение контртеррористических операций. А командующий Многонациональными силами в Ираке генерал-лейтенант Рэймонд Одиерно отметил, что Пентагон может патрулировать иракские города и после 2009 года. Тем более что до 2011 года условия ноябрьского соглашения можно будет и пересмотреть, ссылаясь на очередное обострение обстановки.

Похоже, что администрация Обамы будет проводить в Ираке сложную игру. Электорат демократов, уставший от тягот войны, потребует сократить американское присутствие в этой стране. «Реалисты» в Белом доме во главе с министром обороны Робертом Гейтсом будут настаивать на необходимости найти новую форму американского присутствия в этой стране. На чью сторону встанет президент, сказать трудно. Но тот факт, что в своем призыве к Пентагону он не указал на сроки «ответственного вывода» войск, показывает, что он тяготеет к группе Гейтса.

Наиболее привлекательным сценарием мягкого ухода Америки как будто выступает британский вариант. На протяжении 2008 года Лондон выводил войска из Ирака, оставляя в стране одну-единственную базу в Басре и серию военных инструкторов. Но такой способ вряд ли подходит США. Британский контингент играл вспомогательную роль, а американцы пусть и плохо, но выполняли полицейские функции, осуществляя контроль над ситуацией в Ираке.


Число жертв войны продолжает расти.
Фото Reuters

В Вашингтоне не без оснований опасаются, что после ухода Пентагона Ирак распадется на суннитское, шиитское и курдское государства. Это чревато большим военным столкновением между Ираном, Саудовской Аравией, Сирией и Турцией. Маловероятно, что иракское правительство в одиночку удержит территориальную целостность своей страны.

Другое дело, если американцы будут сочетать сокращение численности войск с проведением ограниченных военных операций. Контроль над городами можно в самом деле передать иракским силам безопасности. Но давить крупные очаги сопротивления по силам только Пентагону. Сократив численность войск, Америка по-прежнему будет вмешиваться во внутрииракские конфликты.

Что, впрочем, совсем неплохо для России. Увидеть бегство американцев из Ирака – мечта немалой части российского общества. Но вряд ли Москве понравится появление неподконтрольного анклава радикальных исламистов недалеко от Центральной Азии и Кавказа. Иракская язва – это пока единственная гарантия того, что Вашингтон не начнет новую военную операцию в Иране, не будет проводить активную политику демократизации стран Ближнего Востока и не станет совсем рьяно продавливать расширение НАТО. А возможно – и залог покладистости американцев на переговорах по СНВ. Проводя «активные антитеррористические операции в Ираке», Вашингтон будет тратить меньше ресурсов на модернизацию своих ядерных сил и создание противоракетного щита.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
908
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1557
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1802
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1285

Другие новости