0
520
Газета Дипкурьер Печатная версия

26.10.2025 16:28:00

На олимп впервые взошла "железная леди в кимоно"

Ожидать прорыва в российско-японских отношениях не приходится

Валерий Кистанов

Об авторе: Валерий Олегович Кистанов – руководитель Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН, доктор исторических наук.

Тэги: япония, политика, сенсация, премьер женщина, санаэ такаити, экономика, внешняя политика, антироссийские санкции

Все статьи по теме "Санкционные войны и тарифные схватки"

япония, политика, сенсация, премьер женщина, санаэ такаити, экономика, внешняя политика, антироссийские санкции Подписание коалиционного соглашения c лидером Партии обновления Японии Хирофуми Есимурой открыло главе ЛДП Санаэ Такаити путь к креслу премьер-министра. Фото Reuters

21 октября в Японии произошло политическое событие исторического масштаба – на внеочередной сессии парламента новым главой правительства была выбрана председатель правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) Санаэ Такаити. Она стала 104-м премьер-министром Японии. Главная сенсация события заключается в том, что впервые в конституционной истории страны, в которой до сих пор отмечается серьезное гендерное неравенство, в кресло руководителя села женщина, проломив так называемый «стеклянный потолок», то есть труднопреодолимые препятствия на пути карьерного роста женщин.

Как политический деятель Санаэ Такаити представляет собой протеже покойного премьер-министра Синдзо Абэ и почитательницу его правоконсервативного курса как на внутриполитической арене, так и в международных делах. Она также сторонница Абэномики – стратегии, в основу которой положены рост государственных расходов и одновременно либеральная денежно-кредитная политика.

Такаити не скрывает, что для нее политическим эталоном является британский премьер Маргарет Тэтчер, и открыто заявляет о намерении стать японской «железной леди». Особую настороженность в соседних странах, прежде всего в Китае и Южной Корее, вызывают ее позитивное отношение к синтоистскому храму Ясукуни, считающемуся в этих странах символом японского милитаризма, а также ревизионистские взгляды на агрессию Японии в Восточной Азии в середине прошлого столетия.

Во многом восхождению Такаити как политической звезды парадоксальным образом способствовала утрата ЛДП авторитета в обществе в связи с незаконным финансированием политической деятельности ее фракций. А также неспособностью решить насущные социально-экономические задачи, связанные в первую очередь с повседневной жизнью японцев, в том числе застопорившееся увеличение доходов на фоне растущей инфляции. Как следствие, либерал-демократы провалили выборы в нижнюю палату парламента в прошлом году и верхнюю палату в июле этого года и вместе с партнером по правящей коалиции – правоцентристской партией Комэйто были вынуждены сформировать правительство парламентского меньшинства.

Предшественник Такаити, продержавшийся на посту премьера всего лишь в течение года, Сигэру Исиба под давлением однопартийцев вынужден был уйти в отставку, взяв на себя ответственность за неудачи партии. К удивлению наблюдателей, Такаити победила сначала на досрочных выборах руководителя партии 4 октября, а затем и на выборах премьер-министра на внеочередном заседании парламента. В значительной степени этому благоприятствовали разброд и шатания в среде оппозиционных партий, которые так и не смогли выдвинуть единого кандидата на пост главы кабинета министров.

При этом сама Такаити в какой-то момент оказалась на грани поражения, когда партнер ЛДП по правящей коалиции Комэйто вдруг покинул ее после 26 лет партнерства, обвинив либерал-демократов в правом уклоне, неспособности отмыть партию от пятна финансовых скандалов и других грехов. Такаити от поражения на выборах премьера спасло лишь то обстоятельство, что в самый последний момент она смогла перетащить на свою сторону базирующуюся в префектуре Осака молодую оппозиционную Партию обновления Японии (Ниппон исин-но кай, сокращенно Исин). Благодаря голосам, принесенным этой партией, и нескольким другим депутатам, примкнувшим к новоявленному тандему либерал-демократов и обновленцев, Такаити смогла в итоге выиграть парламентскую схватку за пост премьер-министра.

Исин бросила спасательный круг Такаити и выступила с точки зрения оппозиционного лагеря в роли ренегата, чем навлекла на себя критику оставшихся в этом лагере партий, нацелившихся на недопущение Такаити в премьерское кресло. «Предательство» Исин ослабило и внесло еще больший раздрай в стан оппозиции, которая теперь вынуждена искать точки соприкосновения с Комэйто, уже примеряющей на себя тогу оппозиционной партии.

Да и созданная впопыхах коалиция ЛДП–Исин фактически является браком по расчету, а внутри обеих партий уже звучат голоса недовольных этим мезальянсом. В нем Исин как партия «районного масштаба», не имеющая в своем составе опытных политиков, не претендует на министерские посты, а намерена выполнять роль консультанта ЛДП, хотя и выдвинула ряд требований, часть из которых Такаити в качестве расплаты за союз вынуждена была принять. Среди них – превращение Осаки во вторую (резервную) столицу Японии на случай «непредвиденных обстоятельств».

Но, судя по всему, драматическая история восхождения «железной леди» на вершину власти вряд ли надолго стабилизирует внутриполитическую ситуацию в Японии. Этого не произойдет, пока не будут решены фундаментальные социально-экономические проблемы, преследующие Японию с момента взрыва «мыльного пузыря» экономики на рубеже 80–90-х годов прошлого столетия. Не исключено, что годичное пребывание Исибы в премьерском кресле символизирует очередное вступление Японии в эпоху «вращающихся дверей», когда премьер-министры сменяли друг друга с периодичностью в один год.

В такой обстановке Такаити предстоит разгрести ворох накопившихся проблем на основе адаптированной к современным реалиям Абэномики. Одновременно она намерена пересмотреть в сторону ужесточения стратегию Японии в области национальной безопасности под предлогом роста военной угрозы со стороны Китая, Северной Кореи и России. Особенно Японию беспокоит усиливающееся военно-политическое сотрудничество трех стран, признак чего она усматривает в участии их руководителей в юбилейных военных парадах, проведенных в сентябре в Пекине и Пхеньяне. В том числе Такаити продолжит курс на обзаведение Японией потенциалом контрудара (читай: превентивного удара) по базам на территории противника. Важнейшим элементом его может стать реализация вбрасываемой пока на экспертном уровне идеи о необходимости обладания атомными подводными лодками с вертикальными пусковыми установками для дальнобойных ракет.

Дипломатическому мастерству Такаити предстоит тестирование уже в конце этого месяца во время визита президента США Дональда Трампа в Японию. Ожидается, что он в очередной раз потребует резкого, до 5% ВВП, увеличения Токио собственных военных расходов, а также взвинтит плату за «охранные услуги», предоставляемые ей американскими войсками на японской территории. Предстоят также сложные переговоры по торгово-экономическим проблемам, по которым Трамп занимает весьма агрессивную позицию.

Судя по всему, Токио при новом премьер-министре продолжит координировать свой антироссийский курс в связи со СВО на Украине с G7, членом которой является Япония, НАТО и другими структурами Запада. Курс обусловлен желанием Токио не допустить благоприятного для Москвы исхода конфликта на Украине под предлогом того, что Россию надо показательно наказать, чтобы Китаю было неповадно, следуя ее примеру, силой присоединять Тайвань. Этот мотив приправлен рефреном о том, что сегодняшняя Украина завтра может стать Восточной Азией.

В этом контексте министры финансов стран G7 договорились усилить давление на экспорт российской нефти. Случайно или нет, но рупор японских правоконсервативных кругов, к которым принадлежит Такаити, газета «Санкэй симбун» в день выборов в парламенте нового премьера опубликовала статью, призывающую вывести из строя «теневой флот Путина», чтобы ослабить российскую армию.

Все это укладывается в стратегию «дерусификации» углеводородов, от импорта которых Япония зависит практически на 100%. Эта стратегия была принята в унисон с Евросоюзом кабинетом Фумио Кисиды после начала СВО еще в 2022 году. Однако более 9% всего импортируемого Японией СПГ приходится на Россию, и отказ от него стал бы весьма болезненным ударом. Это лишь усугубило бы и без того непростую социально-экономическую ситуацию и еще больше дестабилизировало внутриполитическое положение. Поэтому японские корпорации в виде исключения продолжают участвовать в нефтегазовых проектах на Сахалине в условиях практически полностью замороженного торгово-экономического сотрудничества Японии с Россией.

Япония пока уклоняется от прямого ответа на требование администрации Трампа отказаться от импорта российского СПГ. Как обычно, Вашингтон мотивирует свое требование необходимостью принудить Россию к миру с Украиной, хотя за ним просматривается типичный транзакционный подход Трампа, на этот раз к своему важнейшему азиатскому союзнику. Не случайно взамен Сахалина лидер США предлагает Японии Аляску – участие своими капиталами и технологиями в пока еще туманном проекте по добыче и экспорту СПГ на американском полуострове в том же районе мира.

Японцы пока не пришли к выводу о коммерческой целесообразности такого участия. Не исключено, что «газовый вопрос» в свете конфликта на Украине будет поднят Трампом на предстоящей встрече с Такаити в Токио. В этом случае японскому лидеру с его претензией на роль «железной леди в кимоно» придется пустить в ход всю свою женскую изворотливость, чтобы и Трампа не обидеть, и отстоять жизненно важные интересы Японии в сфере энергетики.

Вместе с тем показательно, что, несмотря на жесткий антироссийский курс в связи с Украиной, Токио настаивает на возобновлении прекращенного Москвой диалога по мирному договору в привязке к решению так называемой территориальной проблемы. Эта проблема, по мнению японской стороны, порождена незаконной оккупацией СССР/Россией после окончания Второй мировой войны четырех южнокурильских островов – северных территорий, по японской терминологии. Очевидно, что такой подход будет сохранен не только Такаити, но и ее преемниками. Толстый слой тумана над вероятностью реанимации мирных переговоров между Москвой и Токио, как очевидно, рассеется только после окончания боевых действий на Украине.


Читайте также


Ирландцы избрали президентом защитницу Палестины и Украины

Ирландцы избрали президентом защитницу Палестины и Украины

Геннадий Петров

Главой страны ЕС стала левый политик, считающая курс Америки и России одинаково неправильным

0
464
Бюджет Москвы – образец единства социальной ответственности и приверженности развитию

Бюджет Москвы – образец единства социальной ответственности и приверженности развитию

Лидерство столицы в инновационных и креативных отраслях подтверждено цифрами расходов

0
423
Правительство Джорджи Мелони идет на рекорд

Правительство Джорджи Мелони идет на рекорд

Александр Тараканов

Действующий кабинет министров попал в тройку итальянских долгожителей

0
517
От Кремля ждут смягчения позиции по Украине

От Кремля ждут смягчения позиции по Украине

Юрий Паниев

США рассчитывают на помощь Китая в переговорах с РФ

0
694

Другие новости