0
381
Газета Дипкурьер Печатная версия

26.10.2025 16:41:00

Центральная Азия в поисках собственной стратегии

Страны региона стремятся расширить взаимодействие

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – заведующий кафедрой политической теории Дипломатической академии МИД России, доктор политических наук.

Тэги: центральная азия, региональное взаимодействие, общая повестка развития, долгосрочные инициативы, инфраструктурные проекты


центральная азия, региональное взаимодействие, общая повестка развития, долгосрочные инициативы, инфраструктурные проекты Формат Консультативной встречи оказался наиболее востребованным. Фото с сайта www.akorda.kz

В последние годы страны Центральной Азии предпринимают усилия по расширению регионального взаимодействия, пытаясь формировать общую повестку развития. Активизировались двусторонние контакты, в ходе которых государства региона подписывают двусторонние соглашения, которые направлены на дальнейшее развитие торгово-экономических отношений. В фокусе их внимания реализация совместных проектов в водно-энергетической сфере, которая по-прежнему является ключевой для развития Центральной Азии. Страны региона активно поддерживают формирование новых транспортных артерий.

Помимо этого, в ходе многосторонних встреч руководителей центральноазиатских государств выдвигаются долгосрочные инициативы, призванные расширить сотрудничество и позиционировать Центральную Азию в качестве региона, страны которого имеют общие представления относительно направлений его развития. Однако этого пока не произошло, поскольку в Центральной Азии развиваются разнонаправленные процессы, в основе которых лежат различные интересы государств и внерегиональных стран.

Страны региона демонстрируют стремление к выработке единых позиций по наиболее острым проблемам. В частности, востребованным оказался такой формат, как Консультативные встречи лидеров центральноазиатских государств. Он был запущен в 2018 году и позволил не только нормализовать отношения между странами, но и содействовал расширению политического и экономического сотрудничества между ними. В ходе встреч лидеры центральноазиатских государств принимают меры, направленные на обеспечение региональной стабильности и безопасности. Данный формат позволил решить вопросы, связанные с границами между странами, водным обеспечением и энергетическим сотрудничеством. Прорыв был сделан в устранении торговых барьеров, которые сдерживали развитие стран Центральной Азии.

Значительный прогресс был достигнут в реализации инфраструктурных проектов. Страны расширили транспортное сообщение в рамках региона, приступив к строительству новых железнодорожных и автомобильных магистралей. Центральноазиатские государства активно поддерживают продвижение международных транспортных коридоров, идущих в направлении север–юг и восток-запад. Интерес к этим проектам объясняется экономическими интересами стран Центральной Азии, которые намерены расширить взаимодействие с внерегиональными игроками.

В итоге многосторонний формат позволил странам региона преодолеть противоречия и выйти на новый уровень взаимодействия. В то же время Консультативные встречи не стали механизмом, который обеспечил единство региона. Центральная Азия по-прежнему состоит из стран, которые слабо интегрированы между собой в экономическом плане, ориентируются прежде всего на национальные интересы.

Несмотря на большое количество официальных заявлений и подписанных документов, страны Центральной Азии рассматривают внерегиональных акторов в качестве более привлекательных партнеров, нежели соседей по региону. Причина подобного подхода очевидна: внешние игроки обладают значительными финансовыми ресурсами, в которых остро нуждаются центральноазиатские государства. Экономическая слабость стран региона не позволяет им проводить самостоятельную хозяйственную политику.

Следствием этого стала более активная поддержка инфраструктурных проектов, которые продвигают Россия, ЕС, Китай, США на пространстве Центральной Азии. В первую очередь речь идет о реализации транспортных и водно-энергетических проектов, которые имеют для центральноазиатских государств ключевое значение. Этот фактор оказывает огромное влияние на подходы этих стран к региональному взаимодействию. Их стремление принять участие в транспортных проектах, инициируемых отдельными государствами, «растаскивает» регион, затрудняя развитие межрегионального сотрудничества.

Безусловно, инфраструктурные проекты дают странам Центральной Азии возможность поддерживать экономическую стабильность. Это особенно важно в условиях, когда национальные экономики в Центральной Азии находятся в процессе переформатирования. По оценкам экспертов Евразийского банка развития, «объемы транзитных перевозок грузов через регион выросли на 70% за 2020–2024 годы». При этом «более 70% всего транзита приходится на направления между Китаем, с одной стороны, и Россией, Турцией, Афганистаном, странами Европы – с другой». Подобная тенденция отражает заинтересованность стран Центральной Азии включиться в логистические цепочки между Китаем и Европой.

В силу объективных трудностей с развитием сырьевых секторов экономики и проблем в сельском хозяйстве центральноазиатские государства пытаются реагировать на возникающие вызовы. Одновременно с этим страны региона заинтересованы в привлечении инвестиций как в разработку традиционных природных ресурсов, так и в разработку месторождений редкоземельных металлов, вокруг которых в последние годы развернулось острое соперничество.

Сдерживающим фактором для расширения сотрудничества в рамках региона выступает политика внерегиональных государств. В последние годы они усилили давление на центральноазиатские государства, добиваясь от них изменения внешнеполитического курса. В условиях конфронтации Запада с Россией страны Центральной Азии оказались под жестким прессингом. Для этого используются многосторонние и двусторонние механизмы, которые направлены на усиление влияние на страны Центральной Азии.

Таким образом, активное взаимодействие стран Центральной Азии пока не трансформировалось в интеграционный механизм. Экономическая слабость стран региона, давление Запада и слабое внутрирегиональное взаимодействие не позволяют говорить о формировании общего видения развития региона. Негативное влияние будет оказывать климатический фактор, который привел к снижению объема доступных водных ресурсов. Несмотря на нормализацию отношений между странами региона, дефицит воды может стать барьером на пути развития Центральной Азии.


Читайте также


Трудоизбыточная Центральная Азия

Трудоизбыточная Центральная Азия

Андрей Захватов

Без регулируемой миграции на пространстве СНГ начнется распад и хаос

0
5988
Тюркская академическая интеграция

Тюркская академическая интеграция

Виктория Панфилова

Образовательная и миграционная повестка Анкары превращается в мощный инструмент политического влияния

0
2533
Россия и Евросоюз пересеклись в Центральной Азии на энергетическом поле

Россия и Евросоюз пересеклись в Центральной Азии на энергетическом поле

Виктория Панфилова

Проект строительства Камбаратинской ГЭС-1 получил европейское финансирование

0
4455
Центральная Азия ждет от России инвестиционной активности

Центральная Азия ждет от России инвестиционной активности

Виктория Панфилова

РФ в регионе рассматривают как более интересного партнера, нежели США и ЕС

0
3184

Другие новости