0
1083
Газета Культура Интернет-версия

17.02.2000 00:00:00

"Берлинаре" в эпицентре

Тэги: Берлин, фестиваль, кино


АМЕРИКАНСКАЯ программа "Берлинале" на сей раз слабовата. Таких шедевров, как прошлогодние "Тонкая красная линия" Теренца Малика или "Богатство Кукки" Роберта Олтмена, нет, хотя имена постановщиков и фирмы - пышные, знаменитые и именно в Берлине начинавшие путь к всемирной славе.

"Талантливый мистер Рипли" - фильм Энтони Мингеллы, следующий за его "Английским пациентом", обладателем 9 Оскаров и "Золотого Медведя-97". В заглавной роли Мэтт Деймон, тоже впервые "засветившийся" на "Берлинале" в картине "Добрый Билл Хентинг". Его партнерша Гвинет Пэлтроу тоже с "Берлинале" шагнула к Оскару за роль Виолы во "Влюбленном Шекспире". Тем, кто любит Италию, ее красоты и путешествия, следует непременно посмотреть картину Мингеллы: действие, начавшись в Нью-Йорке, там быстро переносится к Неаполитанскому заливу, на Площадь Испании в Риме, к Дворцу Дожей в Венеции и другим классическим объектам земли предков режиссера, итальянца по происхождению, которую он влюбленно живописует на великолепной кинопленке "Кодак".

Тем более что обстановка супер-люкса (ренессансные палаццо, мраморные ванны, виллы, яхты) входит в состав сюжета и конфликта. Дело в том, что герой, бедный пианист-аккомпаниатор, мечтающий вырваться вверх, волею случая выигрывает счастливый билет: богатый промышленник отправляет его в Италию с поручением вернуть домой своего сына, своенравного шалопая, который предается безделью с прелестной подругой. Глазами завистника и чужака смотрит камера на "сладкую жизнь" богатого американца в старушке-Европе - все это подробно и в сочетании с увлеченным "ретро" 1959 года, которым датировано действие. Но Мингелла говорит, что его интересовала другая проблема - "идентификация личности". Том Рипли хочет не только жить так же красиво, как баловень судьбы Дикки (артист Джуди Лау), и рядом с ним, каждую минуту чувствуя свой комплекс неполноценности и перенося насмешки по поводу всяких неловкостей поведения. Он одержим идеей стать Дикки, идентифицироваться с ним, перевоплотиться в него. И Рипли совершает убийство, присваивает документы, имя, деньги, вещи: он продолжает жизнь уже как Дикки Гринлаф.

Это - новая версия классического сюжета Пиранделло в его "Покойном Матиасе Паскале" или фильма Антониони "Профессия: репортер", вторая жизнь человека в чужом обличье. Интересно, но, к сожалению, здесь заявленная проблема идентификации решена вполне поверхностно: берет верх "разоблачение самозванца" посредством его ошибок и промашек. Более существенное "свидетельство" вины: дурной вкус, буржуазность Рипли-плебея, которому не дотянуться до "потомственного богача" Дикки, некий социально-психологический аспект - уступает место детективной интриге.

Но в "Талантливом мистере Рипли" обозначается мотив, звучащий и в других картинах американской программы "Берлинале": мотив "блудных детей", "конфликта поколений" как бы на новом витке истории. Семейные отношения, измены отцов и страдания матерей, сыновья на стороне матерей, нюансы достопочтенного и все же гениально распознанного Зигмундом Фрейдом "Эдипова комплекса", домашние тайны, спрятанные в прошлом или обнаруживающиеся внезапно по ходу фильма, - все это читается и в скромной камерной семейной драме "Знаки и чудеса", представленной молодым американцем Джонатаном Носситером от Франции, и в непомерно огромной (3 часа с лишним демонстрации!) "Магнолии" - творения еще более молодого, но уже известного по принадлежности к порноиндустрии его предыдущего опуса "Ночи-Буги" ("Boogie Nights") Пауля Томаса Андерсона. В этом киномонстре роль прекрасного цветка магнолии, распустившегося в нескольких кадрах начала, осталась для зрителей загадочной (никакой магнолии больше не было). Зато в финале с неба на всех персонажей этого, как успела назвать его берлинская пресса, "амбиционного творения" падает дождь из лягушек(!), да-да! тучи живых и противных лягушек - видимо, метафора Божьего гнева...

За что? Все за то же: старые родители, больные, умирающие, проклинающие своих детей, достойны не только жалости, но - прежде всего - осознания своей вины перед ними, покаяния. Дети "выламываются" из своей среды не зря. И в крайних формах. У умирающего от рака добропорядочного телевизионного продюсера Партриджа давно сбежавший из дому сын (Тоm Croise) ныне превратился в настоящего мачо и ведет шоу под девизом "Соблазняй и разрушай". В действительности же этот старик, который все три часа сеанса находится под капельницей и время от времени стонет и кричит от боли, в свое время даже не позвонил по телефону умирающей же матери своего сына. У другого телемена, ведущего программу типа наших "Что? Где? Когда?", тоже застарелый рак и "выломавшаяся" дочь-токсикоманка. Все это происходит без должного, пожалуй, режиссерского чувства гротеска и "данс-макабр"; одна мысль, пожалуй, проглядывается сквозь фон и монтаж: абсолютное внедрение масс-медиа в реальную жизнь, стирание грани между телеэкраном и действительностью, перетекание одного в другое. Зрелище, скажем честно, странное.

Что же касается еще одного, на сей раз англо-американского фильма "Пляж" (Тhe Beach) режиссера Дэнни Бойла (Danny Boyle), ставшего "хитом" из-за психоза по поводу участия в нем Леонардо Ди Каприо ("леомания" - назвали здесь это явление), то очень красиво снятая где-то в морях у берегов Таиланда притча об утопии, погибающей потому, что нет и не может быть рая на земле. Коммуна молодых и замечательных юношей и девушек, поначалу лучезарная, очень скоро сталкивается с реальностью: акулы съедают лучших пловцов, любовные союзы распадаются из-за измен, а соседнее агрессивное племя туземцев совершает злые набеги на курортников. Тема и схема десятки раз отыграна в искусстве ушедшего ХХ века.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
951
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
499
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2931
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2312

Другие новости