0
693
Газета Культура Интернет-версия

23.02.2001 00:00:00

Еще не осознанный национальный символ

Тэги: музыка, РимскийКорсаков


ТРУДНО сразу сказать, почему среди национальных символов "Толстой-Достоевский" (в литературе), "Мусоргский-Чайковский" (в музыке) не называют имени Римского-Корсакова. Наверное, потому, что "русский миф" в таком виде сложился в сторонней западной трактовке, а на Западе Римского-Корсакова знают плохо и к его восприятию еще не подготовились. С другой стороны, и у нас репутация этого композитора, сколь она ни высока, недостаточна, чтобы осознать его в качестве главнейшего ориентира нашей культуры. Крупный современный композитор Юрий Буцко сравнивает значение Римского-Корсакова в музыке со значением в литературе Пушкина, тоже, между прочим, стоящего в стороне от западного "русского мифа". Но Пушкин по крайней мере худо-бедно втолковывается юношеству, массово издается и, что важно, уже больше ста лет устойчиво эксплуатируется в качестве идеологически продуктивного культа. С великим композитором иначе. Многие из его самых известных произведений сегодня совсем не исполняются, а есть в его наследии и такие, что давно и прочно забыты. В своем недавнем концерте Владимир Зива продирижировал четырьмя кантатами Римского-Корсакова для солистов, хора и оркестра, а также сюитой из трех оркестровых фрагментов оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Вокальные партии исполняли певцы и хор Академии хорового искусства Виктора Попова.

Само исполнение можно назвать весьма удачным. Оно схватывало отличающийся друг от друга дух каждой кантаты, чутко реагировало на совершенство их формы и красоты оркестрового и хорового звучания. Напор и темперамент дирижера привнесли нужную масштабность этим небольшим вещам. Хор Попова, как всегда, выше всяких похвал: с безупречно чистым строем, красивым объемным звуком, с понятно пропетым текстом. Но центром события стала именно редко востребованная музыка Римского-Корсакова. Все четыре кантаты - произведения выдающегося музыкального достоинства и забыты, вероятно, лишь по причине, которую в аннотации к концерту объяснили словами самого композитора: "Публика их не любит и слушать не умеет. Концертанты тоже не любят этой формы сочинения: надо устраивать спевки, разучивать хор. Солисты любят простое соло, хоры любят просто отдельные хоры".

"Стих об Алексее, Божьем человеке" сочинен в 1860-х и буквально воспроизводит народный напев духовного стиха, к нему написан оркестровый аккомпанемент, не нарушающий простоты и строгости аскетичного хора. Прочие кантаты написаны на рубеже веков, но в них нет ощущения господствовавших тогда псевдостилей. "Песня о вещем Олеге" - сочинение эпического плана, с основой на мужском хоре и двух солистах, басе (Олег) и теноре (Кудесник). Прелюдия "Из Гомера" - еще один морской образ у Римского-Корсакова, совершенно отличный от известных в "Садко" или "Царе Салтане". Это море южное и завлекающее, и в нем резвятся нереиды, три солистки. "Свитезянка" - рассказ о фатальном обольщении юноши русалкой с развернутым хором и напоминает камерную оперу-дуэт. Это музыка разнообразная, почти наглядная, мастерского полета музыкальной фантазии, которую можно часто слушать и исполнять с успехом у публики. Но исполнители, которые к ней обращаются, совершают не просто открытие репертуарного раритета. Совершенно очевидно, что личность и творчество Римского-Корсакова последнее время прощупывается музыкантами в свете актуализировавшегося поиска национальной идеи. Пропагандистом его творчества остается Евгений Светланов, там же в Большом за него брался Александр Лазарев, добравшийся до самых неходовых опер, о необходимости постановки всех его опер как-то говорил Валерий Гергиев.

Возвращаясь к сравнению Римского-Корсакова с Пушкиным, и в его случае можно видеть, что ноты изданы и "Полет шмеля" многим знаком. Но значимо ощущается не только недостаточность исполнения его музыки. Как ни странно, не хватает пушкинского культа, может быть, и надоевшего, но во времена, подобные нынешним, еще способного удерживать лохмотья духовных ценностей. Причина в том, что мощная идеология творений композитора способна символически олицетворять всю русскую культуру с ее прорывами к чуду, правдивым отображением "глухой" стихии народной жизни и гармонией человеческой души. Композиторское мастерство Римского-Корсакова - один из высших образцов мировой музыки. Осталось только позаботиться о том, чтобы преподнести его публике и культурному сообществу, сделать понятными его идеи. Историческая аналогия с Вагнером может быть распространена и на отношение немцев к своему классику, и на принципы его пропаганды - прежде всего с помощью фестиваля, на котором ежегодно ставится значительная часть его опер. Идея "русского Байрейта" - естественно, в провинции - изредка высказывается и в наших музыкальных кругах. Наиболее предпочтительным местом называется Великий Новгород, откуда происходит древний и славный род Римского-Корсакова. В данном случае претензии сравняться с немцами, как никогда, оправданны, и результатом усилий мог бы быть еще один грандиозный "русский миф".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
348
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
995
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1167
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1802

Другие новости