0
1322
Газета Культура Интернет-версия

03.03.2001 00:00:00

Живое лицо под маской сверхтехники

Тэги: Гаврилов, пианист, концерт


Время триумфального возвращения эмигрантов давно прошло, после многих разочарований их "тамошней" славе уже никто не доверяет. Причина даже не в снижении уровня мастерства - просто благополучно обустроившиеся музыкальные буржуа скучны нашей публике. Случай Андрея Гаврилова, к большой радости, оказался иным, хотя в Москве пианиста давно не слышали, а последнее его выступление 13 лет назад с оркестром Владимира Ашкенази было спорным. Нет необходимости говорить, что Гаврилов уезжал из России звездой: в 18 лет выиграл Конкурс Чайковского, играл с Рихтером, много ездил (когда это гораздо чаще было показателем реальных заслуг). Тем не менее последние годы, что мы его не слышали, он как раз достигал возраста и уровня зрелого художника, и нелегко было представить, каким он предстанет на родине теперь.

С восторгом по поводу только что состоявшегося концерта Гаврилова можно еще слегка повременить, отвлекшись на его краткую предысторию - январское появление пианиста в Москве с баховскими "Гольдберг-вариациями". Бах Гаврилова известен по записям, но без того выступления все же трудно было бы представить себе нынешний масштаб художника. Он и сам шутя сказал, что Бах - это настоящая музыка, не то что "эти все экспрессионисты" (то есть сыгранные теперь Прокофьев и Равель). Исполнение "Вариаций" в более чистом виде открыло московской публике, что Гаврилов пребывает в процессе не только совершенствования своего пианистического мастерства, но и как крупная личность пока что не остановился в своем внутреннем развитии и имеет ясные духовные ориентиры. Именно такое возвращение к нам Гаврилова и стало настоящим событием.

Через месяц с небольшим после Баха он снова объявился с необычайно насыщенной программой из четырех крупных сочинений для фортепьяно с оркестром. Аккомпанировал Госоркестр под управлением Василия Синайского. Это и были те "экспрессионисты" с их одночастными концертами: Прокофьев с юношеским Первым и Равель с леворучным Вторым. Им предшествовала французская академическая романтика, поэма "Джинны" Сезара Франка и Второй концерт Сен-Санса. Здесь игра Гаврилова предполагала несравнимо большую эффектность и внешний блеск. Она и была таковой, этим, однако, вовсе не исчерпываясь. Захватывала абсолютная свобода его игры: казалось, что все технически ошарашивающие вещи не стоят ему не малейших усилий, доступная простота возбуждающих зал трюков даже заставляет его скучать, не вызывая в нем никакого волнения. Но все-таки он был очень взволнован - тем, что происходит внутри него, так что пианистическая виртуозность этой программы смотрелась лишь маской на живом лице.

В исполненных сочинениях Гаврилова явно интересовала их контрастность и даже конфликтность. В "Джиннах" Франк, как всегда, не столько оригинален, сколько искренне пронзителен. В отличие от стихотворения Гюго, по которому написана эта музыка и где выразительность создают нарастание с каждой новой строфой числа стоп в строке, а затем столь же равномерное их убывание, Франк строит свою поэму с традиционным лирическим центром в окружении драматических эпизодов. И Гаврилов после импульсивного начала вдруг погружается в светлое размышление. Концерт Сен-Санса, наоборот, организован нетипично: после мощной и энергичной первой части темпы только продолжают нарастать. Вторую часть Гаврилов оттенил, проиграв ее на тонком переливающемся пиано, проявив точную нежность к этой наступательной виртуозности. И затем нашел иной контраст для финала, взяв по-настоящему запредельный темп, справившись с ним запросто и совершенно подробно. В Концерте Прокофьева он пожертвовал проскальзывающим у других исполнителей "ароматом" юности, вполне корректно истолковав Концерт как произведение, вызывающее, брутально хулиганское (в том же направлении по-своему сработал и оркестр, подкачавший на подводных камнях прокофьевского аккомпанемента). Концерт Равеля стал завершающей высотой вечера. Его довольно часто и замечательно играли в последнее время серьезные музыканты (Дмитрий Алексеев, Элисо Вирсаладзе, Олег Майзенберг), и, как теперь кажется, необходимость играть только левой рукой написанную для пианиста-инвалида сольную партию всегда являлась сверхзадачей. Сам же Концерт при этом оставался "живописной" музыкой, сверкающей зримо яркими пятнами и прямолинейной жизнерадостностью без понятого только Гавриловым ее серьезного драматического содержания. Его же прочтение определяла пульсация неотвязной мысли, метание в поисках ответа, присущее великой музыке экзистенциальное волнение. При этом Равеля прекрасно схватил и Василий Синайский (который, надо вспомнить, уже аккомпанировал в этом концерте достойному французскому пианисту Роже Мюраро с этим же оркестром 12 лет назад). Дирижер эмоционально чуткий, он сумел решить трудную задачу - сорганизовать звучность с игрой солиста. Равель здесь почти не накрывает оркестром однорукого пианиста, но, когда это происходит, важно его не подавить, что в основном и удалось в ансамбле Гаврилова-Синайского.

Открытый, как оказалось, характер музыки Равеля позволил выступлению Гаврилова подняться от самовыражения через вольную игру с музыкой к прямому разговору о жизни души. Зал был захвачен этой прорвавшейся энергией, успех был просто чрезвычайный. И он не был реакцией на броские чудеса энергетичного виртуоза, которым не удалось отвлечь публику от подлинных достоинств этого исполнения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
348
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
995
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1166
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1800

Другие новости