0
1391
Газета Культура Интернет-версия

13.03.2001 00:00:00

Миф продолжает жить

Тэги: Кабалье, концерт, музыка


Кабалье, концерт, музыка

Можно лишь сожалеть, что Монтсеррат Кабалье, приезжая в нашу страну, никогда не поет для простого слушателя, а последнее время перестала появляться в залах с естественной акустикой. Хотя пение в микрофон в новом зале Гостиного Двора предполагает расширение аудитории до 4 тысяч человек, зал далеко не заполняется из-за нереальных для многих любителей цен на билеты. То, что даже в ситуации микрофонного пения на "стадионе" не меркнет миф 67-летней певицы, и заставляет желать, чтобы ее успели услышать как можно больше людей, пока она еще находит в себе силы выходить на сцену.

Миф Монтсеррат Кабалье - один из ярчайших в музыкальном искусстве столетия в силу неоспоримо божественного вмешательства в природу ее нереально красивого голоса. Этим она и отличается от большинства самых выдающихся личностей оперного мира, обогативших культуру великими идеями: все ее творчество имеет "медиумическую" направленность на духовное откровение, что лишь подчеркивает ее сценическая статуарность и внутренняя бесстрастность. Соприкосновение с этим мифом дает необычайно много даже тогда, когда певица, давно пережившая расцвет, является лишь легким отблеском "той" Кабалье. Последнее время в своих появлениях она устранила один из главных факторов своего воздействия - уникальные акустические свойства своего голоса, естественным образом заполнявшего большие театральные залы. Усилители сглаживают разницу между мастерски сформированным полетным звуком и "комнатным" пением, рассчитанным только на близсидящего соседа. Объективно говоря, нынешнее состояние голоса Кабалье не позволило бы ей прозвучать "вживую" примерно в половине из предлагаемого ею репертуара, тем более в сопровождении большого оркестра. Это касается прежде всего молитвы с хором "La Vergine, degli angeli" из оперы Верди "Сила судьбы", где чистота мелодии требует объемного меццо-воче, а не узкого пиано. То же самое можно сказать и о финальном номере объявленной программы, заводной песенке про тарантула из сарсуэлы Хименеса "Ла Темпраника". Кабалье вызвала овации зала, щелкая пальцами, будто кастаньетами, хотя скороговорка и покрикивание вместо пения для нее были совершенно неизбежны на столь быстрых темпах. Но, стоя перед чутким микрофоном, она может себе позволить не задумываться о стабильности выносящего звук воздушного потока, зная, что в любом случае будет услышана. Напротив, совсем иначе, без всякой "химии", прозвучали более простые для дыхания, но захватывающе мелодичные вещи: ария из оратории Массне "Дева Мария", которую мы, кажется, вообще ни разу не слышали, "Аве Мария" на музыку "Интермеццо" Масканьи и песня "Завтра" Рихарда Штрауса, единственного немца, которого так точно чувствует южанка Кабалье.

Но все же, при соприкосновении с мифом Кабалье, не менее объективна и реальность иного рода - весомость ее любого появления на сцене. Два прошедших в Гостином Дворе концерта Кабалье дают основание заключить, что Кабалье пока что далека от того, чтобы использовать лишь магию своего имени, а по-прежнему зарабатывает свой успех. В ее пении слушатель может по-прежнему узнать знакомые божественной красоты обертоны голоса и мягко очерченную фразу, исполненную возвышенного покоя. Можно только радоваться, что она не боится конкуренции с собой времен своих триумфов и дает то, что осталось: многого стоит хотя бы одна нота в финале большой сцены из "Отелло" Верди, летящая в зал поверх микрофонов. Есть и еще один момент концертных выходов певицы - ее неподражаемое обаяние, беспроигрышно укладывающее публику на обе лопатки. Приезды звезды в Москву последнее время участились и сопровождаются неизменными пресс-конференциями, где ее можно видеть вне сцены. Там она предстает пожилым человеком, безнадежно утомленным всеми и всем, заставляет вспоминать газетные описания ее недугов, ужасающих многообразием и серьезностью. Все ее слова чересчур идеально соответствуют благотворительным намерениям и поражают своей откровенной неискренностью. Так где же эти царапающие острыми искрами светлые глаза берут то теплое бархатное сияние, которым она завораживает зал? Откуда к ней приходят неподдельно заразительные юмор и жизнерадостность? Видимо, жизнь мифа и теплится в этой зоне неизвестности. По крайней мере из всех участников гала-концерта она одна в состоянии заставить публику хлопать в такт "Застольной" из "Травиаты". В одной только Москве мы уже наблюдали это много раз, а ей все не надоедает заводить зал этой музыкой, зал же в который раз не может перед ней устоять.

В своих концертах Кабалье по-прежнему поет немало, хотя и возит за собой неизменную "группу поддержки". Это ее дочь Монтсеррат Марти, очаровательная девушка с хорошо организованным небольшим голосом. Хотя он и окрашен у нее приятно, но в пении она ровно холодна (бесстрастная Джульетта в дуэте из оперы Гуно) и потому не волнует: именно в таком ключе приходится понимать рекламный слоган "Два голоса - одно сердце" на совместном диске двух Монсеррат. Литовское меццо-сопрано Номеда Казлаус (еще в недавнем прошлом именовавшаяся Казлаускайте) спела с Кабалье "Уж вечер" из "Пиковой дамы" на русском языке, который сильно отвлекает примадонну. Полноценного дуэта не получилось; кроме того, голоса не сливались из-за микрофонной акустики, и слушать певиц можно было только по отдельности на выбор. Молодой тенор Оскар Марин - типичный пример современного певца, одаренного от природы, прошедшего класс совершенствования мастерства, где ему преподали стилистические нюансы подачи итальянской кантилены, но миновавшего сам процесс обучения пению. Редкие фразы звучат у него без напряжения, середина голоса провалена. Уроков стиля для исполнения с Кабалье дуэта из "Веселой вдовы" на немецком языке он не брал, хотя умело исполнил с сияющей примадонной положенный здесь тур вальса. Вместе с Кабалье также выступили молодой скрипач-виртуоз Антон Сороков и пианистка Мария Тетерина, аккомпанировавшие в песне Штрауса, и совершенно лишний здесь эстрадный певец Александр Грин, крайне неудачно пытавшийся петь по-оперному "закрыто" "Аве Марию" (к сожалению, легендарная певица часто стала подпускать к себе коммерчески раскручиваемых поп-звезд не самого высокого класса). Дирижером, привезенным на этот раз в Москву, был итальянец Антон Гуаданьо, чисто оперный маэстро старого закала, дирижировавший для Кабалье еще в начале ее творческого пути.

По силе впечатления с главной участницей концерта было сопоставимо лишь соло маленького Вячеслава Шарапова в "Жертве вечерней" Павла Чеснокова. На сцену его вывел Виктор Попов, столп современного хорового искусства. Руки хормейстера словно ваяли верную интонацию гигантского хора, превращая церковное пение в чисто концертное явление, чуждое всякой религиозности. Но чистый отрешенный голос ребенка создавал молитвенную атмосферу, которая по-настоящему задела зал. Она в большей мере соответствовала сути творчества самой Кабалье. Вернее отражала цель всей акции фонда "Мир искусства", как всегда, посвященной детям-инвалидам, присутствовавшим и в зале, и на сцене. Может быть, не стоило разрушать ее традиционным завершением, песней Вангелиса "Идите со мной". Кабалье сама написала к ней слова, превратив этот маршеобразный "гимн благотворительности" в бодрый и не самый возвышенный символ своих московских концертов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
347
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
993
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1164
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1797

Другие новости