0
633
Газета Культура Интернет-версия

15.03.2001 00:00:00

Цены и ценности

Тэги: оркестр, концерт


Билет на концерты Российского национального оркестра стоит гораздо дороже, чем на все остальные, и такой "жанр" имеет немало своих поклонников. Дело не в том, что оркестр один из лучших в стране: другие не хуже, да и вообще должны наступить для России уж совсем черные времена, чтобы в ней был только один очень хороший оркестр. Все дело в "промоушн", в том, что наконец появился и у нас слой публики, которая желает не просто послушать музыку, но и, не теряя даром времени и хорошо заплатив, получить за это "хай-класс". Именно такой публике аннотация к концерту и внушает, что дирижера Дмитрия Лисса "некоторые" (кто же?) сравнивают с Леонардом Бернстайном и "считают одним из лучших в мире интерпретаторов Чайковского". Интересно, что думает об этом сам 40-летний дирижер, очевидно, все же успевший за период работы в Омске и Кузбассе помимо всяческих записей лично послушать и Мравинского, и Светланова в его лучшие времена, и приезжавшего в Москву Бернстайна?

Что же получают готовые хорошо платить за "хай-класс"? Разумеется, концерт концерту рознь. Так, состоявшийся на днях концерт РНО издали выглядел привлекательно, обещая и Третьякова с Князевым в гениальном Двойном концерте Брамса, и юного лауреата Первой премии последнего шопеновского конкурса, состоявшегося четыре месяца назад. Лицо 19-летнего пианиста из Китая Юнь Ди Ли на развешанных загодя больших афишах выглядело очень располагающе: серьезно-вдумчивый, свежо чувствующий, уже признанный шопенист. Его реклама апеллировала к рекордам этого лауреатства: за всю историю конкурса в Варшаве он самый молодой, а также - первый китаец. Не исключено, что большие ожидания в значительной мере навевал дух музыки Шопена и не вина пианиста, что они не оправдались. Он оказался прекрасно подготовленным (конечно, принимая в расчет его весьма нежный возраст и чисто китайскую выучку в Академии города Шень-Жень), технически состоятельным, с природным навыком окраски звука. И вправе ли слушатель в такой ситуации пожаловаться, что его игра не вызвала никаких эмоций? В это выступление с оркестром Юнь Ди Ли предлагал ми-минорный Концерт Шопена. С учетом весьма тактичного оркестрового аккомпанемента, приближающихся к теплу человеческого голоса красок в "Романсе" концерт от начала до конца выстроился ровно на хорошем уровне. Возможно, и написанный в 1830 году концерт, где вполне слышен сам Шопен, но довольно различим и Бетховен, оправдывает избранную пианистом более жесткую атмосферу этого сочинения и в развитии первой части, и в наступательно преподнесенных польских танцевальных ритмах финала вместо ожидаемой ритмически прихотливой романтики. Пристрастное же ухо могло отметить достаточную механистичность игры солиста, потерю прозрачного тона его звука на форте и быстрых пассажах, часто "лепечущее" пиано, наконец, досаждающее отсутствие кантиленности. Его рояль не поет - будто звучит на пределе дыхания. Эта угловатая резкость меньше замечалась в ансамбле с оркестром и обострилась в сыгранных на бис вальсе и мазурке.

Если Концерт Шопена таков, что его интерпретацию диктует в первую очередь солист, то Брамса решает дирижер. Вступительное тутти у Шопена - жанровая декорация, у Брамса же - императив для всего исполнения на три части вперед. Поэтому еще до того, как мы услышали мягкое грудное пение виолончели Александра Князева, а затем совершенно ясную тихую фразу скрипки Виктора Третьякова, все решил дирижер Дмитрий Лисс. В стремлении предельно упорядочить оркестровую фактуру он здорово переусердствовал: все группы звучали как будто по отдельности, процесс сооружения величественного музыкального здания сразу же переродился в бодрое громождение прямоугольных блоков. Оркестр, который может выдавать красивый громкий звук, звучал с давящей тяжеловесностью. Первая часть запомнилась красивым музицированием солистов, но до конца так и не получила никакого движения. Уже все иначе было в медленной второй части - там сами солисты овладели ситуацией, выстраивая "разговор" с флейтой, гобоем и валторной. Их же инициатива определила и живость финала. В итоге удовольствие от игры звезд было полноценным, от музыки - частичным.

Вот что на сей раз и получила подпавшая под "промоушн" платежеспособная публика РНО. Игру музыкантов, к высокому классу которой трудно придраться, но почти совсем лишенную творческого нерва (если не считать второй части Брамса). Даже такие музыканты, как Третьяков и Князев, известные своей пока не ушедшей способностью волноваться и волновать, показали себя в тот вечер в большей мере как добропорядочные мастера, и даже их выход не стал ожидаемым событием.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
356
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
1004
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1175
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1817

Другие новости