0
855
Газета Культура Интернет-версия

17.05.2001 00:00:00

Страдать красиво

Тэги: спиваков, концерт, музыка


Состоявшиеся концерты Владимира Спивакова с РНО, как и предыдущие, отметили очередной шаг музыканта в сферу симфонического дирижирования. Особый интерес заключен и в том, что сам Спиваков, состоявшийся скрипач и дирижер камерного оркестра "Виртуозы Москвы", открывает себя, и его вхождение в новое качество протекает отнюдь не гладко и имеет все черты напряженного поиска.

Глобальное "укрупнение" - состава оркестра, формы интерпретируемых сочинений, дирижерского жеста - происходит постепенно: Спиваков отталкивается от уже наработанной манеры и музыкальных принципов. При этом в струнном "Дивертисменте" Бартока и "Симфонии псалмов" Стравинского ему удалось быть масштабно убедительным. От своего обычного стремления акцентировать внешнюю красоту и даже красивость музыки, он сумел продвинуться к более волевому "извлечению" той же красоты уже из конфликтных ритмов двух сочинений предвоенных 1930-х. Оба композитора в своих произведениях, отталкиваясь от гармоничного прошлого, впитывают "разодранность" современного бытия и пытаются ее преодолеть. В зловещий танец Бартока глубоко въелась галантная "схема" - Спиваков усиленно подчеркивает этот безмятежный аспект "Дивертисмента", хотя в звучании оркестра присутствуют и бартоковские ярко-простонародные или густые тревожные краски.

Стравинский писал симфонию, структурно оппозиционную классическим образцам, взял за основу библейские тексты псалмов царя Давида в латинском переводе святого Иеронима, отрешенное пение католической церкви. И взорвал эту отрешенность тем мощнее, чем строже держался логики полифонического развития. Спиваков своим исполнением будто бы говорил слушателю: когда-то достигнутая и потерянная нашим веком высота чувств остается неизменным идеалом. Столь бесконфликтного, игнорирующего трагизм прочтения "Симфонии псалмов" невозможно было даже представить. Дирижер без усилий противостоял лавине третьей части, несущей торжественное "Аллилуйя" к джазоподобной кульминации. Это вихревое кружение медных с роялями он неожиданно провел размеренно спокойно, сосредоточив зато все внимание на его разрешении в медленном финале с возвышенно-просветленным пением хора. Красоте звучания было уделено особое внимание, что особенно сказалось в диалоге флейты и гобоя в начале второй части и пении Капеллы Валерия Полянского. Спиваков показал, что возможно возвращение Стравинского к мессе, от которой тот, вроде бы, ушел.

В музыке Рахманинова, ставшей центром второго концерта Спивакова с РНО, интерпретатор также заботился о том, чтобы не поддаться волнению и не встревожить публику, но результат вышел менее убедительным. Спиваков выбрал два произведения, разделенные 25 годами исторических потрясений. "Три русские песни" для хора и оркестра написаны в американской эмиграции, а кантата "Весна" - в 1902-м в России. В "Песнях" - боль: тоскливо поет хор, но и мятущийся оркестр звучит словно непреодолимая преграда между прошлым и настоящим. "Весна" на стихи Некрасова прямолинейно драматична, в ней свершается чудо: "идет гудет Зеленый шум" - и герой (баритон Павел Черных) перерождается к прощению и любви. Спиваков избежал всего этого драматизма, предложив ровное, в чем-то меланхоличное исполнение с отмеренной экспрессией, но без того внутреннего волнения, которое долгие годы очевидно владело автором.

Эмоционально впечатляющим был первый номер программы - "Cantus памяти Бриттена" Арво Пярта 1977 года. Дирижер искусно организовал постепенное нарастание звучности в узком "пространстве", где не было контрастных пианиссимо и фортиссимо. И завершил эту "музыку тишины" наполненной паузой с затихающим дребезжанием колокола.

Сильное впечатление произвели молодые французские духовики, приглашенные Спиваковым флейтист Эммануэль Паю и кларнетист Поль Мейер. В музыке флейтового концерта Моцарта (К. 314) трудно выделить что-то особенное для Моцарта, зато игра солиста, эмоционально холодноватая, захватывала совершенством "вокальной" линии, точностью украшений и объемностью в акустическом пространстве зала. Кларнетовый концерт (К. 622), написанный Моцартом за два месяца до смерти, приковывал внимание мистической "тишиной" и аскетичной прямотой мироощущения, в этом исполнении в душу проникал и теплый голос кларнета, и "медоточиво-ласковый" оркестр. В "русскую" программу Спиваков пригласил 24-летнего (и уже широко прославившегося) пианиста Александра Гиндина с до-минорным концертом Шостаковича. Концерт, как показалось, стал у Гиндина несколько мелок, без остроты и контрастов; вызывающий бег наперегонки с солирующей трубой (Владислав Лаврик) напоминал в его исполнении детскую забаву с игрушкой. Идея Концерта была гораздо яснее выражена у Спивакова даже в построении программы, где Россия Шостаковича 1933 года соседствовала с Америкой Рахманинова 1927-го. В начале медленной части оркестр изумительно точно передал ощущение окружающего вакуума, столь характерное для Шостаковича, развивающееся в протест и снова растворяющееся в тихом сосредоточении. Играя на бис, Гиндин блистал виртуозностью в "Кармен" Горовица.

Прошедшие концерты можно счесть этапными в творчестве Спивакова. Прославленный музыкант решился на очередное обновление своего амплуа - и если его недавние симфонические выступления носили все черты эксперимента, то теперь он предстал опытным, оригинально мыслящим маэстро.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
351
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
997
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1169
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1807

Другие новости