0
854
Газета Культура Интернет-версия

19.05.2001 00:00:00

Живой классик приехал в Москву

Тэги: пендерецкий, концерт, музыка


пендерецкий, концерт, музыка

Польский классик и одна из ключевых фигур современной академической музыки Кшиштоф Пендерецкий сам дирижировал своими сочинениями в Большом зале консерватории: исполнялись 2-й скрипичный концерт "Метаморфозы", законченный в 1995 году, и оратория "Te Deum" 1980 года. Два достаточно известных сочинения в Москве звучали впервые - при том, что у нас вообще никогда не исполнялся и шедевр Пендерецкого - "Польский реквием". Несмотря на это, польский композитор сыграл в музыкальной жизни нашей страны очень большую роль: его периодические приезды в Россию в советские годы были "окном в (музыкальную) Европу". 1960-1970-е "застойные" невероятно обостряли восприятие авангарда вообще и польского в особенности, который был всегда не просто частью западноевропейского, а часто - в силу определенного культурного экстремизма поляков - и гораздо "авангарднее" любого авангарда.

Проходит время, авангард тех лет становится классикой, авангардисты - мэтрами. Написанное ими тогда воспринимается иначе, а сочиняемое сегодня далеко от былого радикализма: не то время, не тот возраст, не та, наконец, конъюнктура. Что же осталось от авангарда и авангардистов 60-70-х? Этот вопрос выливается в проблему смысла жизни целого поколения, которое так благополучно прославилось, а теперь не выдерживает испытания свободой и деньгами, торопясь пропитаться добропорядочным буржуазным духом.

Каков же сегодня Пендерецкий? Без обсуждений, он выдающийся дирижер. Под его управлением и Госоркестр, и хор Виктора Попова, и квартет польских солистов в "Te Deum" звучали выше всяких похвал. То, что делает Пендерецкий на сцене, - и творчество, и настоящая работа: своими руками он заставит сыграть как надо. В предыдущие приезды Пендерецкий-дирижер преподнес москвичам интереснейшие дирижерские интерпретации симфоний Бетховена и Шостаковича, а сейчас музыка двух его собственных произведений разных исторических эпох разделила концерт на две части. В "Метаморфозах" мы услышали, что и как сочиняет процветающий корифей мирового музыкального истемблишмента теперь, а в гимне (известном по записи) - что выжило из его же достижений в эпоху тоталитаризма. Рассуждая об оригинальности этой музыки, лучше сослаться на буклет к концерту с текстами польских музыковедов, специально переведенными нашим специалистом по польской музыке доктором Ириной Никольской. Для музыкального языка "Te Deum" характерны "опора на терцовую структуру, функциональное значение интервалов малой секунды и тритона, контрапунктическая вязь голосов при квазитональной гармонии, техника сквозного развития мотивов и т.д. Наблюдаются и сугубо индивидуальные черты стиля, среди них такие, как особый прием балансирования между большой и малой терцией, экспрессивный скачок малой сексты вверх, характерные последования трезвучий на расстоянии терции и др.". Другой польский музыковед характеризует скрипичный концерт: "Удивительны фантазия и виртуозность, с которой композитор развивает основной тематический материал на протяжении всего сочинения. А материал этот в начальной фазе концерта составляют интервалы малой секунды, малой терции и тритона. Слушатель оказывается в своеобразном космосе "разноцветных" мотивов, постоянно изменяющихся в гибких контрапунктических сплетениях, словно в калейдоскопе" (что с блеском продемонстрировал исполнитель сложной сольной партии Григорий Жислин).

Так повелось уже, что, говоря о сочинениях живых классиков, начинают с их безупречной композиторской техники. Высочайший профессионализм Пендерецкого, озвученный к тому же им самим, был слышен сразу, оба произведения воспринимались как осмысленно и жестко организованные. То есть автор четко знал, что хочет сказать, но оставил место и для фантазии слушателя. Поиск нового языка аналогичен исследованию окружающего мира. Авангардисты отметали все старое - значит, намеревались открыть заново и Бога, и законы мироздания; а после этого возвращались к старому - значит, искали незамеченные предшественниками мелочи в человеческом бытие. "Te Deum" - это новый человек пытается по-своему докричаться до Бога испытанными словами средневекового католического гимна (наподобие "модерновой" архитектуры костелов, которых особенно много в Польше); поляк обретает себя в римском церковном пространстве: слова польского гимна вплетаются в латинский, польский кардинал впервые избран Папой Римским (именно этому событию и посвящено сочинение). Скрипичный концерт - заход в нехитрый мир человеческих эмоций и состояний: лирика воспоминания, покой сосредоточения, трагедия итога. Концерт для восприятия непрост, требует концентрации; оратория изобилует яркими моментами и "в лобовую" бьет на чувства. Итак, после замечательной, новой и эмоциональной музыки в великолепном исполнении остается лишь один вопрос, адресованный поверх композитора и события: вообще может ли современный человек по-новому понять Бога и себя? Сейчас, когда жгучий интерес творцов к новому Вечному в конце концов обращает их к истокам, не настало ль время и простому слушателю заново обратиться к Баху, Шостаковичу или Стравинскому, чьими открытиями всю жизнь вдохновлялся живой классик?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
346
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
992
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1163
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1794

Другие новости