0
660
Газета Культура Интернет-версия

06.06.2001 00:00:00

О радости жизни

Тэги: зингаро, спектакль, танец, театр


Для зрителя, попавшего на представления необычной французской труппы "Зингаро", важен эффект неожиданного изумления. Жанр танца с конями на цирковой арене весьма массивен - а слушаешь музыку и не упускаешь деталей трактовки сочинений Стравинского дирижером Пьером Булезом, под чью фонограмму идет спектакль. Далее: кентавр - самая расхожая ассоциация, которую рождает зрелище артиста на коне. И в самом деле здесь сочетание "человек-конь" рождает поразительно сильную эстетическую энергию: их обоюдно потное животное воздействие в эстетическом смысле прекрасно. С настороженностью ждешь, как в балетном спектакле человек "обыграет" лошадь, - и вроде бы нет никакого насилия над животным, только постоянный отклик на естественность его поведения, любовное насыщение его стихией. Наконец, сразу стоит заметить, что необъятной фантазии постановщика и наездника Бартабаса (Клемана Марти) при всей "узости" жанра хватило на "Триптих" - три разные концепции в одном спектакле.

Первую часть, "Весну священную", танцуют семеро индийцев, подготовленных по методу осмысленной боевой пластики "Каларипайят". Танец индийцев с гуттаперчевыми телами на песке терракотового цвета, а затем сумасшедшая энергия всадников, мчащихся по кругу арены, очень тонко следуют за музыкой на уровне эмоционального состояния. Ведь ничуть не расстраивали течения заминки с неудачным трюком или вырвавшейся лошадью. Сюжет выдерживается языческий, подобно тому, как его ставила Пина Бауш (на ее спектакль постановщик ссылается в тексте буклета) и в чем угадывается пластическая "тактика" Нижинского из первой постановки балета. Ее освистали за впервые реализованную в хореографии энергию натурально-звериного дисгармоничного движения (именем Нижинский назван и один из выступающих здесь коней). Бартабас же нашел такие формы спектакля, благодаря которым удалось вложить в известный балет новую жизнь. Это прежде всего исполнители-индийцы с их предельной осмысленностью движения на колоссальном диапазоне - от мелкой пластики и жеста до отчаянных манипуляций с лошадьми, с которыми, как сообщает буклет, до приезда во Францию они вовсе не были знакомы. Не менее важен и "кентавр", в ком "человек театральный" предстает в ином качестве - разумного существа с животной энергией, умножая вдвое и необходимое на сцене телесное совершенство.

Герои - пробуждающиеся "перволюди" и всадники. Их бешеная гонка по кругу, наезднические композиции на скаку с разнообразием движений и выразительными позами воспринимаются как танец, поскольку поразительным образом на эмоциональном уровне вписаны в музыку. "Архаичный" человек конфликтно взаимодействует с человеком на "крылатой птице" подобно борьбе двух цивилизаций: предел дружелюбия - когда индиец занимает место на крупе лошади за спиной всадника. А в остальном его преследуют на коне, перебрасывают через лошадь, волочат на конском хвосте.

Центральный лирический эпизод "Вешние хороводы" - абсолютный шедевр хореографической идеологии Бартабаса. В основе - естественное поведение лошадей, выражающее радость, и присущая этим животным грация. Как этого удается добиться, загадка не дрессировки, а творчества. Три белые лошадки с прозрачными серыми глазами (гладко остриженные гривы и совсем безволосые хвосты) краснеют от песка, по которому катаются, бьют копытом и приветствуют друг друга, становясь на дыбы. И даже танцуют, то так, то эдак извивая прекрасные шеи, следуя за непрестанно предлагаемой морковкой из рук красивых девушек. В центре сцены гроздьями полусвисают с подвешенного к потолку каната индийские танцоры. Роль языческого идола представляет наездница на красавице лошади, хлыстиком и удилами понукаемой к танцу. Лошадь покидает сцену с дрессированным изяществом - это нехарактерное для спектакля насилие над животным усиливает экстремальность сцены.

"Диалог двойной тени" на музыку самого Булеза - наиболее "хореографичная" вторая часть "Триптиха". И снова всплеск ошарашивающей новизны. Нет лошадей. Вместо них лишь подвешенные к потолку стилизованные (в сторону скульптур Эрнста Неизвестного) фигуры лошадей в динамике из пористого пластика. Танец двух людей в дуэте с этими фигурами строится так, что становится эмоциональным продолжением застывшего движения лошади, его оживлением. В свою очередь, и человеческая эмоция здесь рождается из сгустка движения лошадиного тела. Третий человек здесь - кларнетист Йосинобу Камей в самом центре арены, живой звук в окружении фонограммы.

Зрелище, разворачивающееся под "Симфонию псалмов" Стравинского в бесконфликтно-застывшем прочтении того же Булеза, - мир эфемерных образов, прекрасных призраков. Белые дамы и кавалеры в старого покроя длинных кафтанах неторопливо разъезжают по арене, тогда как "балет" разворачивается наверху: чернокожий танцовщик подвешен к потолку в сложенном вдвое куске белой ткани и поначалу скрыт в нем, как в "первоначальном" коконе. Потом появляется его рука, ноги. Пластические упражнения постепенно переходят в танец "пристрахованного" акробата, когда ткань выполняет функцию циркового снаряда, но визуально предлагает чисто балетные возможности, когда то облегает тело, то служит креплением, картинно обвивающим ноги. Энергия линий этого танца - в том, что решена задача парения. И потому трагичен конец: под просветленную музыку танцовщик наконец соприкасается с землей, покрываем все той же всесильной тканью.

Спектакль "Зингаро" реализован так, что зрелищный ряд создает у зрителя эмоции, абсолютно совмещенные с музыкой. На полную мощь работают освещение и "дым", причудливо дробящие громоздкое цирковое пространство. Лошади вносят в него неподдельное ощущение радости бытия, и можно утверждать, что возможности взаимоотношения человека и животного в области драматургии эмоций значительно богаче, чем предлагает традиционный цирк. И потому в целом рождается зрелище совершенно новое, величественное и красивое.

Триптих имеет и финал: сам Бартабас танцует на коне под мерный колокольный звон, записанный именно в церкви села Коломенского, где и происходят его московские выступления. В перерывах же между частями зрители смотрят на то, как лошади по кругу бороной разравнивают песок. Это тоже часть представления: служитель с граблями во фраке, огромная пятнистая лошадь с мохнатыми "гольфами" длинной шерсти и расчесанной пышной гривой, на ней - всадница в красном. В другой раз на сцену вышла крохотная "комнатная" лошадка с кокетливой челкой. При этом в буклете декларируется пессимистичность представления. Действительно, та доза неистовства, которое течет во время представления, изливается тщетно. Безрезультатное всесилие преодоления, которое совершается в каждом задействованном музыкальном произведении, а также конь, созданный, чтобы нестись вперед, не вселяют торжества. Но поверка внутреннего человеческого состояния пульсом природы, осознание физического существования и его радости гармонизирует выводимый итог.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
348
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
995
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1166
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1800

Другие новости