0
906
Газета Культура Интернет-версия

08.06.2001 00:00:00

Задача от двух гениев

Тэги: опера, театр


опера, театр

СОЧЕТАНИЕ Прокофьева с Достоевским, давшее оперу "Игрок", может показаться парадоксальным - разница натур двух гениев очевидна. Истерия самокопания Достоевского чужда объективному монументалисту и певцу жизни Прокофьеву. Сродство, однако, следует искать в том, что оба стремятся к полной высказанности: Достоевский - к однозначному ответу на недоуменные мучения души, Прокофьев - к концентрированной лаконичности своего языка. Близок обоим и так называемый фантастический реализм жизнеизображения с правдой ярко увеличенной детали. Попал ли в эти непростые преломления премьерный "Игрок" в Большом?

Определенный замысел такого рода, безусловно, был. Ведь вся сенсационность постановки - в выборе первой редакции оперы. Включая либретто, - она с "ракетной" скоростью сочинена 25-летним композитором летом в Финляндии с целью создания совершенно новой антирутинной оперы. И она никогда не ставилась, так как репетиции прервались из-за Февральской революции. Потом же для Европы автор сделал новую версию, более устойчивую, "крепкую" и трагичную. Первый вариант показался более острым, сверкающим и легким. Возможно, последующие исполнители дадут ему другое толкование. Пока же свежесть и провокационность первого "Игрока" дождались великого Геннадия Рождественского, рекордсмена мировых премьер, единственного исполнителя всего Прокофьева, первооткрывателя основного "Игрока" в СССР в 1963 году, а теперь, в год своего 70-летия, дебютирующего в роли художественного директора Большого театра. Заведомо превосходные качества его интерпретации выразились в богатой палитре оркестра, играющего со слаженной свободой, в спокойной динамичности течения музыки (известном качестве этого дирижера), а также в единой энергии всего спектакля. Прошедшего "Игрока" можно смело счесть самой удачной оперной премьерой за последние годы.

Исполнители главных ролей (практически все - из Музыкального театра Станиславского) радовали дикцией: невероятно важно в этой речитативной опере разбирать слова. Остается ожидать осмысленности и "окрашенности" пропетого слова. Партии Алексея и Полины весьма сложны, а Михаил Урусов и Ольга Гурякова поют их "кровью", напрягая пока свежие голоса, старательно декламируя. Мастерски поющий Леонид Зимненко тем не менее остается интонационно бледным Генералом. Мало веса в слове и у Галины Борисовой, которой "тихий" монолог поверженной проигрышем Бабуленьки удался несравнимо более, чем "боевой" выход.

Оказывающегося в зале зрителя встречает открытая сцена с "архитектурной" конструкцией в центре - собирательным образом казино. С началом действия она раскрывается и выстраивается по окружности в три слоя. Вращением этих трех центрированных кругов дробится пространство, легко создавая многомерный топос: комната, ресторация, улица, казино внутри и снаружи. Конструкция красива - стены под дуб и из стекла, напоминающие фешенебельное, вполне современное казино (сценограф Давид Боровский). Так же по-современному в стиле "модерн" и одеты герои (костюмы Марии Даниловой). Говоря о красоте спектакля, важно упомянуть и точечный "комнатный" свет (Дамир Исмагилов), во многом формирующий стилистику этого зрелища, камерной психологической драмы, в которой световое пятно часто самодостаточно, не "бегает" за героями, порой "силуэтно" суетящимися в темноте.

На фоне продуманных и удавшихся музыкального и зрительного рядов режиссура Александра Тителя категорически не удалась . Заполняющий всю сцену центрированный "лабиринт" делает все действие неминуемо периферийным: артисты всегда оттеснены в углы, на края. Как развивается спектакль? Служители в красных ливреях вращают круговые секции, постоянно меняя место действия. При этом эффект совмещения нескольких пространств "работает" поверхностно, не затрагивая сути драмы: вот на фоне разговора Полина ходит по "улице" (то есть по внешней окружности) или сидит там же. При этом на "улице" она и ведет себя по-уличному - позволяет себя "трогать" богатому иностранцу, сидя же на стуле, видимо, находит время для глубоких дум. В сцене игры снова фигурирует Полина: в центре сцены комната, где она ждет Алексея. Алексей же со всей пространственной массой кульминационного эпизода в игорном доме - собравшимся народом, несколькими крупье, несколькими столами, за каждым из которых он выигрывает, - оттеснен к авансцене, где все участники выстроены единственно возможным порядком: в линеечку.

Видимо, в результате вытеснения и фрагментации действия мелки и населяющие сцену персонажи: лишенные индивидуальности суетливые люди, словом, те, кто действует по углам и по краям. Отношения между героями (помимо хождения "по кругам") отданы на откуп самим певцам - это видно по банальнейшим мизансценам. Признаки образной определенности у Ольги Гуряковой остается лишь приписать ее работе над ролью с Темуром Чхеидзе в "Метрополитен Опере". Индивидуальную проработанность второстепенного князя Нильского так же легко объяснить театральной опытностью Александра Ломоносова.

Кульминация, которая отдана одновременному вращению всех кругов конструкции, уничтожающему пространство и шумом мешающему музыке, претендует на главный символ спектакля. Режиссер представляет себе пространство "Игрока" как фантасмагорическую, беспрестанно вращающуюся рулетку, как сумбур и хаос, инициирующие все здесь происходящее. Символ этот, кажется, нисколько не применим к антихаотичному Прокофьеву или находящему решения духовных проблем Достоевскому, в частности к его "Игроку", никак не сводимому к всеобъемлющей рулетке.

Немотивированность любого поворота данного спектакля - от "легкого" поведения Полины до акцентов "модерна" времен прокофьевской юности - актуализирует вопрос о цели обращения постановщиков к "Игроку". Задумываясь о месте такого спектакля в сегодняшней культурной жизни, можно констатировать, что состоялся весьма важный и во многом удавшийся фестивальный проект. Если Рождественский будет и дальше "держать" уровень постановки, это даже может стать условием ее репертуарности, хотя рамки музыкального события премьера не перерастает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
335
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
982
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1151
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1779

Другие новости