0
1313
Газета Культура Интернет-версия

15.12.2001 00:00:00

Видоки не те, кем кажутся

Тэги: видок, кино


Франсуа Эжен Видок - реальный матерый человечище, эдакий непридуманный Жан Вальжан, что родился (если кому интересно - в 1775 году) на заблеванном полу тюремной камеры и, как и положено, стал уголовником. Разбойничал и лютовал, мастерски грабил банки, попадал на каторги и в темницы, но всегда лихо сбегал из застенков. Однажды враз прозрел, стал на путь света и добра, сдал фликам всех подельников и переквалифицировался в полицейского. А на закате своей бурной жизни дослужился до шефа парижской полиции.

Не биография - загляденье. Оттого кино про Видока, национального героя, персонажа комиксов и криминальных романов, снимали много и охотно. В 1946-м шикарную костюмированную комедию "Скандал в Париже" выпустил Дуглас Серк (человек, без которого не было бы Педро Альмодовара). Последний "Видок" нашего времени - Видок режиссера Питофа - шумный, как долбежка молота по ведьминской наковальне, перегруженный компьютерными эффектами, сделанный с недетскими амбициями и замахом. Суперпроект, который семь голливудских блокбастеров одним махом побивахом.

Зачем Жан-Кристоф Комар подписывается почти воровским погонялом Питоф - непонятно, его настоящая фамилия тоже ой как хороша. На родине Питоф - персонаж крайне популярный, ему принадлежат спецэффекты к "Пришельцам", "Городу потерянных детей", "Воскрешению Чужого", "Астериксу и Обеликсу против Цезаря". Такое увесистое резюме позволило Питофу выбить из продюсеров немыслимую для дебюта сумму в 152 миллиона французских франков (а вы говорите - "комар"!).

Питоф смело ступил на освященную Джорджем Лукасом землю компьютерных технологий. "Видок" вошел в историю как первый европейский фильм с радикальным (читай: стопроцентным) использованием цифровых чудес. Немалый гонорар (не какие-нибудь "доллар-строчка") выплачен отличному беллетристу Жану-Кристофу Гранже, чьи больные фантазии сделали бестселлерами книги "Полет аистов" и "Пурпурные реки". Устрашающий облик персонажей определял мастер панковских комиксов и бывший сорежиссер Жан-Пьера Жене Марк Каро. В заглавной роли - винодел, ухарь, настоящий Пантагрюэль в мире недоделанных лилипутов Жерар Депардье. Шедевр?

К 1830 году, коим датировано действие, Видок уже покинул полицейский комиссариат и отдавал все силы частному сыску. Когда к нему за помощью обратился комиссар Лотрен (трудно узнаваемый Андре Дюссолье), легендарный сыщик и мастер переодеваний только что вернулся с очередного расследования и принимал бывшего босса, не избавившись от внушительной накладной груди (Фандорин, завидуйте!). По просьбе Лотрена Видок занялся темнейшим делом о двух страннейших смертях: важные городские господа были сожжены умело направленной молнией.

Следствие привело "человека с тысячью лицами" Видока к "человеку без лица" Алхимику - инфернальной твари, владеющей приемами ниндзя и прячущей физию под зеркальной маской, отражающей агонию жертв. Чем закончилось следствие, известно уже из пролога: Видок заглянул под маску врага рода человеческого, после чего добровольно рухнул в пламя стеклодувного завода. Все остальное - флэшбэки, расследование последних дней жизни Видока, совершенное его юным биографом Этьеном (Гийом Кане - "Пляж"). В детали вдаваться не стану: детектив как никак.

Но будьте готовы к разочарованию. Компания уважаемых людей выдала далеко не шедевр. "Видок" оказался пшиком, пустой хлопушкой, в которой вместо сюрприза - одно конфетти. Видеоизображение, придавшее вкус небывалой достоверности таким шедеврам последних лет, как "Палата волшебниц" Клода Миллера, "Центр мира" Уэйна Вонга или "Богоматерь убийц" Барбета Шредера, работает против фантастического "Видока" и производит эффект прямо противоположный. "Видок" выглядит насквозь искусственным и не очень искусным фильмом, грузным мертворожденным гомункулом.

Обиднее всего за умницу Гранже, отношения которого с кино никак не складываются. Матье Кассовиц, экранизировавший "Пурпурные реки", явно дал маху, превратив тщательно продуманный и сложносочиненный роман в невнятную киношку. В данном случае Гранже схалтурил сам, выдав - что для детектива непростительно! - образец сценарной примитивности. Не на пользу и комиксовое мышление Питофа, которому для создания чего-нибудь, равноценного бэтмановскому городу Готэму, не хватает выдумки. Он не горазд на детали - а без них хорошему комиксу не бывать. Широких мазков неусидчивого ребенка, хватающегося за миллион дел сразу, увы, недостаточно.

Фестиваль

Похвалялся вор-французик Рассеюшку взяти-взять. В 1812-м не вышло, сейчас - легко. Потому что французское кино, которому в последние годы доставалось на орехи и от своих, и от чужих (мол, мелкое, суетливое, не кино, а пустобрехство, выхолостившее классическое наследие), возродилось как птица Феникс. Падаем перед французами ниц. В течение года потоки счастья изливала лучезарная "Амели", в пучину возбуждающих каннибальских ласк погружало "Что ни день, то неприятности". Это только у Чехова глупый француз обалдел от русского разносольного стола, да чуть не умер. Настоящие французы - те, которые снимают кино, - ценят разнообразие. Программа фестиваля то подтверждает. На неловкий и неоригинальный ужастик "Детская игра" обращать внимание не стоит, равно как легко можно пройти мимо бытовой комедии "15 августа" и "авторского" фильма "Без удержу". Зато новые ленты Седрика Кана, Франсуа Дюпейрона, Жан-Жака Бенекса и Габриэля Агийона следует смотреть обязательно.

"Роберто Сукко" Седрика Кана (автора хорошей, но не слишком заметно прошедшей у нас экранизации "Скуки" Альберто Моравиа) - фильм, который вряд ли вызовет прилив приятных чувств, но человек, к кино неравнодушный, манкировать его просмотром не должен. Подлинная биография бушевавшего в 80-е психопата-убийцы не имеет явных аналогов в истории кино. Это не повествование в жанре триллера и не очередная артхаусная попытка фиксировать происходящее глазами героя-безумца. Кан подкупает как раз некой холодной отстраненностью рассказа, сохраняя при том - вот вам и обыкновенное чудо! - сочувствие герою. Странный гибрид полицейского протокола и лирического посвящения психу, мнящему себя "террористом", бретеру-похитителю, немотивированному убийце ментов, родителей и замужних женщин. Очень убедительный - настолько, что легко может дестабилизировать зрителя с лабильной психикой, - портрет душевнобольного, шумливого и опасного большого ребенка, обладающего необъяснимой притягательностью. "Почему вы так хладнокровны?" - спрашивает Сукко у очередной жертвы. - "Я учительница и привыкла к детям". Роберто-Поль-Курт в гениальном без преувеличения исполнении Стефано Кассети, как и Видок, - человек с тысячью лиц, но в отличие от "Видока", которого, несмотря на обилие блесток и фейерверков, не убудет и при пересказе, "Роберто Сукко" - фильм, словами не излагаемый, сейф с неизвестным кодом. Секрет наглухо заперт, а ключ потерян.

Сукко - человек, который был; все рассказанное есть документ. Кан тщательно разглядывает выпавшие из архивной папки фото растерзанных жертв - их крупные планы безжалостно долго сменяют друг друга. Камера следует за укрывающимся от полиции героем, танцующим на зеленом лугу под гипнотическую песню Мариан Фэйтфул и Анджело Бадаламенти. Но вплоть до финального самоубийства Сукко остается загадкой - как и то, куда исчезла Франсуаза Коттас, одна из похищенных им девушек, существующая только на фотографии. Это, пожалуй, самая неожиданная роль Элины Лоуэнсон, любимицы Хэла Хартли и уникальной актрисы, в биографии которой нет ни одного проходного проекта.

"Палата для офицеров" - тоже кино не из легких. Порой физически невыносимое (хотя, как говорится в "Перемене участи" Киры Муратовой, то, что приходится выносить, не невыносимо), мучительно подробное кино о судьбе жертв Первой мировой, получивших страшные лицевые ранения. Главный герой - как видоковский Алхимик, человек без лица, человек-слон, если угодно, молодой лейтенант инженерных войск, изуродованный в первый же день службы и на пять лет угодивший в офицерскую палату без зеркал. Режиссер неуклюжего фантастического фильма с Депардье "Машина" Франсуа Дюпейрон достигает немалых профессиональных высот. Он не спешит предъявлять зрителю уродство своего лейтенанта, однако умолчание действует еще сильнее. Единственный упрек фильму, счастливо избежавшему и псевдогуманных соплей, и уместного лишь в хорроре смакования плотских метаморфоз, - это его неумеренная живописность. Каждый кадр словно обрамлен рамкой - даром что действие разворачивается в облупившихся стенах казенного госпиталя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
302
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
161
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
171
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
161